О нашей национальной идее: почему нам важно видеть купол храма в окне и дорогу

На модерации Отложенный

О нашей национальной идее: почему нам важно видеть купол храма в окне и дорогу20 июля 202332K прочитали

Помните, мы удивлялись, что Дмитрий Саймс надолго задержался в России. Вечер за вечером неизменно появляется на наших экранах. Что изменилось в жизни гражданина США? Об этом недавно он сам сказал в "Большой игре". Для тех, кто пропустил:

- Я в то время, когда довольно много русских взяли и уехали на Запад, сел на самолет и прилетел сюда. В другом направлении. У меня совсем не так уж плохо шли дела. И дом у меня был недалеко от Вашингтона с большой землей... В общем, нравилось нам там всё очень... Почему я это сделал? Не потому что я согласен со всем, что делается в России. (С улыбкой, переходящей в смех) Я не знаю ни одного человека, включая президента, который был бы со всем согласен. И Киссинджер в свое время образно сказал: "Интеллектуал не должен поддерживать ни одну администрацию, кроме своей собственной. И то - только тогда, когда она следует его советам". Я не могу сказать, что моим советам очень следуют... Тем не менее я нисколько не сомневаюсь, что я для себя сделал единственно возможный выбор. И он строится на том, что вы говорите (повернулся к Карену Шахназарову), и вы, Александр, (обратился к Дугину) на самом главном - что против России ведется крестовый поход.

Помните, мы удивлялись, что Дмитрий Саймс надолго задержался в России. Вечер за вечером неизменно появляется на наших экранах. Что изменилось в жизни гражданина США?-2

- Что это - не спор о специальной операции. Это даже не спор о границах Украины. Это даже не спор, останется ли их нынешний режим у власти. Мне кажется, что речь идет о том, что они пришли к выводу: во-первых, Россия является главным препятствием на пути сохранения и укрепления любимого ими миропорядка. Причем это включает не только международный фактор, но и - как жить. Потому что крестоносцы - не только про то, кто кем правит, а про то, как люди живут. Они хотят навязать России свою религию, точнее антирелигию. И второе - они не ожидали, что с огромной западной помощью в начале специальной операции удастся остановить российское наступление. Они поняли, что Россия с одной стороны - страшная военная угроза всему, что для них важно, а с другой стороны они подумали - а, может, мы преувеличили ее силу. Может быть, если мы вложим в украинскую руку не дубинку, а что-то гораздо более сокрушительное, может, тогда сбудется наша вековая мечта - покончить с этой страной, которая, вроде, как мы, а на самом деле совсем не как мы, и которая нависает над Европой и способна вместе с Китаем доминировать в Евразии. Мне кажется, что конфликт - вокруг этого. Поэтому ожидать быстрого разрешения трудно.

Александр Дугин сказал, что Россия - единственная, кто оказал сопротивление тем, кто считает себя цивилизацией, хотя сами они сегодня антицивилизация, поскольку опрокинули уже все их собственные ценности.

И только начал говорить, что мы, быть может, оказались "не так уж сильны", как Дмитрий его прервал:

- В определенном смысле Россия удивительно сильна. Противостоять в военном отношении 31 стране НАТО и 50 странам, которые оказывают Украине помощь - это удивительный успех.

Перескажу теперь (примерно), что дальше сказал Александр Дугин. Коды у цивилизаций разные. Западная считает себя единственной и судит нас с их точки зрения - правильно мы себя ведем или неправильно. Мы же осознали себя цивилизацией. И назвали себя государством-цивилизацией. И должны жить по собственным критериям - только это даст нам право осознавать себя субъектом истории.

Элита этого боится, а народ только и ждет. Мы сами должны решать - будут у нас выборы или их не будет, будет у нас либеральная демократия или нет. Центр принятия решений должен находится внутри, а не вовне. Если мы осознаем себя частью западной цивилизации, мы проиграем, потому что Запад против нас. Осознание самих себя цивилизацией, жизнь по правилам, которые мы устанавливаем для себя сами - единственный путь к Победе.

- У меня был интересный случай, - вспомнил тут Дмитрий Саймс. - В марте-апреле 1991 года я сопровождал президента Никсона в его поездке в Советский Союз, который был тогда в тяжелом положении. Никсона пригласили выступить в Институт мировой экономики и международных отношений. Я считал, что у Никсона было удивительно мудрое и мужественное выступление. Основной идеей было, что Россия должна понимать - есть какие-то общие законы рыночной экономики, которые невозможно игнорировать, а вот всё остальное - должно быть присуще, как он сказал, каждой отдельной цивилизации. И последнее, что должна делать Россия (он тогда говорил "Советский Союз") - пытаться кому-то подражать. И думать, что если у других есть достаточно рецептов для самих себя, то уж тем более найдется для России. Несколько человек мне сказали, что, наверное, это я написал. Нет, я это точно не писал. Это были мысли Ричарда Никсона. Хорошо продуманные. Мне казалось, что это совершенно замечательное выступление. Несколько человек в зале его очень одобрили. Но, к моему большому удивлению, несколько других мне сказали, что они были очень возмущены.Чего это он приезжает из сытых Соединенных Штатов в эту Богом проклятую страну, где пустые полки, где не могут построить нормальную демократию, где народ, как сказал один из них, быдло.

Помните, мы удивлялись, что Дмитрий Саймс надолго задержался в России. Вечер за вечером неизменно появляется на наших экранах. Что изменилось в жизни гражданина США?-3

- И вместо того, чтобы говорить "Учитесь у нас!

Мы поддержим вас, вы просто должны понять свое несовершенство. Как вы дошли до жизни такой?" - он вместо этого говорит: "Идите каким-то непонятным своим путем". Если у России такая элита, то очень трудно сделать то, о чем говорил Александр Дугин.

- Это правда, - согласился Карен Шахназаров.

А теперь я перекину отсюда мостик к разговору Сергея Карнаухова с Андреем Суздальцевым, политологом и педагогом, заместителем декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ.

Начали с тех, кто сегодня "работает" над расколом нашего общества, хотя оно, несмотря на их усилия, продолжает оставаться довольно целостным. И это было сложно себе представить и спрогнозировать нашим противникам, представляющим цивилизацию, живущую по другим критериям.

Да, пока нас разрушить не удается, хотя усилия приложены титанические. Думаю, 5 млрд, вложенных в Украину, - детский лепет в сравнении с тем, что вбухали в российскую оппозицию и раскачку нашей страны только за последнее десятилетие.

Конечно, внутри самого общества все мы разные. Андрей Иванович как раз и заговорил о попытках "эти разности раздувать", что само по себе представляет собою угрозу скатывания в гражданскую войну. Наш противник отлично знает - стоит только грамотно начать внутренние раздоры и столкновения, как остановить процесс уже практически невозможно. Они это проделывали не раз в разных точках мира.

Прокатывало же.

Поскольку со стороны виднее, они иногда знают наши слабости лучше, чем мы сами. Правда, делают ошибки...

При Порошенко начали раскалывать православную церковь Украины. Технология была хорошо проработана - с расчетом на то, чтобы потом аналогичный процесс перекочевал и в Россию. Иностранные аналитики отлично знали ценность православия для славянского братства. И рассчитывали, что у них получится разжечь религиозную войну на Украине и в России.

Это был бы безумный удар по славянской цивилизации.

Не получилось.

- Они не учли, что для нас церковь - это не зайти помолиться, перед иконой постоять, а образ жизни, чего мы зачастую даже сами не понимаем. Спрашивал своих студентов и выяснился интересный фактор. Далеко не все какие-то обряды исполняют, но им надо чтобы в окошко купол церковный выглядывал, Пасха должна быть... Это наш образ жизни, цивилизационное чутье. Кто-то сказал: "Ой, в Корее увидел православный храм - чуть не умер от радости".

А я в этом месте почему-то вспомнила, как школьная подруга сестры Фарида, в доме которой даже в советское время бывал мулла, а мы, еще детьми, по мусульманским праздникам ели изобильную татарскую еду, простояла со свечкой всю длинную службу, когда в православном храме отпевали мою маму.

Некоторые моменты наш противник просто не понимает. И сейчас активно ищет - что же нас разделяет.

- Нас, конечно, не развалят и не расколют. Но подвергать наш народ, наше общество таким испытаниям - нельзя. Ни в коем случае нельзя. Я не знаю, какие еще можно использовать технологии, может, не публичные, чтобы нас "раскреплять". Солидарность характерна для русского народа (в широком смысле слова "русский", всегда подчеркиваю я). Наши люди умудряются как-то всегда собираться, группироваться, организовываться.

Сами. Без окрика. Это наши цивилизационные устои, глубинные инстинкты. Их со стороны понять не очень получается.

Да, мы во многом либеральная нация. И одновременно...

- Мы любим выбирать. Но любим порядок. Это специфика нашего выживания. Посмотрите на карту и обратите внимание. Едете на запад по Белоруссии, какие-то деревни видите? Нет. Дорога и всё. Где-то мелькнет крыша... А почему? Там всегда была проблема уйти от войны, спрятаться в болота, от дороги подальше. И посмотрите карту российскую. Это сейчас дороги делают обходные, а сколько мы себя помним - дорога идет прямо по селу, куры бегают под колеса! Почему? Это мобилизация. Мы титульная нация были всегда, даже при татарах... Мы всегда недовольны. Но мы знаем, что государственные устои, государственный консерватизм - это спасение нашей жизни. Вот эта дорога, которая соединяет села, деревни, города, как связка, для нас очень важна. Даже по географической карте ясно - это военный лагерь, который отбивается и отбивается. 400 лет - 5 нашествий. И во всех, как оказывается, мы всегда "виноваты". Да, мы любим выбирать. Но любим порядок, - заметил с доброй улыбкой Андрей Суздальцев.

Помните, мы удивлялись, что Дмитрий Саймс надолго задержался в России. Вечер за вечером неизменно появляется на наших экранах. Что изменилось в жизни гражданина США?-4

В другом диалоге Сергей Сергеевич сказал, что вся наша идея давно сформулирована - в стихотворении Константина Симонова "Если дорог тебе твой дом", написанном в 1942 году.

Чуть позже услышала политолога, жестко, но верно указавшего, что национальная идея нашего нынешнего противника - вернуть Крым (а с ним контроль над Черным морем, которое было почти в руках, да выскользнуло) Соединенным Штатам Америки.

Тут не поспоришь.

Оставлю вас просто поразмышлять о том, что мне показалось интересным. Всегда спешу поделиться с вами. Не оставлять же в себе, особенно в такие времена.