Герои сделаны из нас

На модерации Отложенный

Главный редактор ИА Regnum, писатель, журналист, член СПЧ Марина Ахмедова пишет: 2023 год дал нам героев и дал чёткое определение, кого героями считать. У них имеется общая черта — они не только о себе думают.

Мальчик Федя из Брянской области ехал в школу с двумя девочками, когда их машину обстреляла украинская ДРГ. Водитель погиб, а раненый Федя увёл девочек в лес. Он ещё ребёнок, но подумал в первую очередь не о себе.

Роман Рудаков из Батайска оказался в засаде в Марьинке и перед гибелью записал на кирпиче просьбу — позаботиться о его семье. В последний момент он думал не о себе.

И таких людей 2023-й дал много.

А мы годами до СВО всё жаловались, что нам не хватает героев, необходимых любому обществу в качестве ориентиров. Мы говорили, что вместо героев у нас растут только сомнительные звёзды, повёрнутые на потреблении. Как сорняк на отдыхающей земле. И уже, казалось, ничего, кроме этого сорняка, не будет, но в 2022-м российские мужчины поднялись из обыденной нашей жизни, опутанной потребительскими кредитами, ипотекой, и ушли нас защищать.

Защищать нас таких, какие мы есть: ругающихся в соцсетях, обидчивых, самовлюблённых и слабых. И оказалось, что у нас героев достаточно, просто они спали, как земля под паром, и встали, когда стало понятно, что именно без них стране не справиться.

За этот год я много раз побывала в военных частях и госпиталях. Видела людей, которые чем-то пожертвовали ради нас, и постоянно спрашивала себя: что такого дала им страна, как воспитала способными думать не только о себе.

Сначала мне казалось, что в побудительных причинах уйти защищать Родину лучше не копаться. Это что-то невыразимое. Что-то выше личности. Что-то довлеющее сверху, как инстинкт у птиц — зимой они улетают на юг. В момент опасности мужчины встают защищать страну. Ведь взять мальчика Федю. Они с матерью жили в бедном доме. В школу Федя ходил пешком. Но семья не озлобилась. Любовь к стране оказалась за пределами личного блага, отношения к власти.

Сложно объяснить, но она оказалась чем-то вроде миссии, которую очень хорошо чувствуют у нас, особенно в регионах.

Когда я думаю об этой миссии, лежащей за пределами личности, симпатий или антипатий к власти, я вспоминаю слова старшего друга о «Троице» Рублёва. Он сказал: «Она уже не здесь — эта картина. Она уже вращается в высших сферах, за пределами нашей земной жизни. Она принадлежит вечности». И любовь к Родине — она тоже где-то там, за пределами рациональных объяснений. И ничем — ни бедностью, ни личной обидой — её не взять. Она за пределами земного и, кажется, дана человеку в утешение. Как бы ни был он обижен земными горестями, у него всегда есть она, и она невыразима.

В свою последнюю поездку в воинскую часть я говорила с бойцами о возможном переломе, который наступил на фронте в нашу пользу. Я хотела сказать им, что вот это провалившееся украинское наступление, все эти разговоры на Западе — давать теперь денег Украине или нет, — растерянность Запада перед не сломавшейся Россией — всё это благодаря им, героям с земляной грязью под ногтями, которые героями себя даже не мнят.

Но сказала я другое — спросила, почему мы вдруг наступаем. У нас что, появились новые силы? «Просто вы, Марина, наконец запрягли, — ответил немолодой солдат. — Вы, общество. Вы ещё не повезли, но на второй год вы уже, по крайней мере, встали в упряжку и готовы страну везти. Мы это здесь, на фронте, хорошо почувствовали. Это и имел в виду Путин, когда сказал: «Мы ещё не начинали». Он имел в виду не запуски ракет, а общество, которое раскачается и пойдёт катком. А мы лишь часть вас».

Вот отсюда, наверное, и берутся герои — из самого общества, жертвующего ради фронта. Думающего не о себе. Как земля не может родить хороший урожай без доброго зерна, так и герои не могут родиться из эгоистичного общества. Люди сделаны из людей. Герои сделаны из нас. Мы сделаны из них.