Андрей Нальгин. Сколько стоит зависеть от Китая?

На модерации Отложенный


Россия нашла замену Европе в лице Китая. Давно свершившийся факт, рекордно подтверждённый на днях и заметный даже на улицах. Вместо «Audi» и «BMW» – сплошь «Chery» и «Geely». Даже российские «Москвичи» – и те какие-то раскосые. Но не только в авто дело.

Доля Китая в российской торговле по итогам десяти месяцев 2023 года составила 32%. Товарооборот за неполный год превысил 200 млрд долл. – цель, установленную лидерами двух стран на 2024 год. Прямо «Пятилетку – в четыре года!».

Но что скрыто за этими «победными» цифрами?

Как следует из опубликованных данных Главного таможенного управления КНР, Китай за 11 месяцев ввёз в Россию товаров на 100,33 млрд долларов: рост по сравнению с аналогичным периодом 2022 года составил 50,2%. Поставки из РФ в КНР выросли на 11,8%, составив 117,84 млрд долларов.

Прекрасно? Вроде да…

Но есть нюансы.

1. Китай покупает российские товары, те же нефть и газ с дисконтом к ценам мирового рынка. А свои товары продаёт России с наценкой. Особенно если они относятся к группе подсанкционных. По данным статистики, медианный рост цен на китайский экспорт в Россию составил 78% в текущем году по сравнению с доконфликтным 2021-м. Для остальных стран этот показатель – всего 12%. Вот и причина того, что в России ценник на некогда привычные импортные товары вырос в 2-3 раза с учётом и 30%-и девальвации рубля. Под санкциями сидеть дорого, а «дружить» с Китаем — ещё дороже.

2. Опять же, по данным статистики, осенью 2023 года доля расчётов в национальных валютах между Россией и Китаем превысила 90%. До «украинского кризиса» 80% двусторонних расчётов шли в твёрдых валютах. Известно, в частности, что Россия и Китай в текущем году использовали рубль и юань в равных пропорциях при расчётах за газ. Помимо прочего это означает, что «Газпром», имея крупные долги в долларах и евро, за свой товар получает уже почти неконвертируемые рубли и ограниченно конвертируемые юани. Тут и до дефолта недалеко. А спасать «национальное достояние» придётся привычно – всем миром затянув пояса.

То бишь если скупой платит хотя бы дважды, то тупой – только и делает что расплачивается за каждый чих, каждый шаг…

И вот это вот всё – означает тот самый желанный суверенитет?

Или просто – новая, еще худшая зависимость?
 

UPD: Банкста

Курирующий энергетику вице-премьер Александр Новак заявил, что в Китай и Индию сейчас уходит до 90% российского экспорта нефти и нефтепродуктов. По данным Bloomberg, на конец ноября Индия и Китай закупали в России около 3 млн баррелей в день.
 
При этом несмотря на рекордные по объему поставки, стоимость российских углеводородов в течение года существенно отставала от общемировых цен. Виной тому — дисконт, который требуют покупатели за риски работы. @banksta

t.me/banksta/46454

Немного математики. В 2019 году (последний "нормальный" год, после которого Россия вошла в состояние системной катастрофы) общий объем вывоза российской нефти с таможенной территории России составил по данным ФТС 266,2 млн тонн или 1944 млн баррелей. За день российский экспорт составлял в среднем 5,3 млн баррелей нефти.
 
 3 млн баррелей нефти сегодня - это 90 процентов всего экспорта, то есть, общий среднедневной экспорт нефти в 2023 году составил 3,3 млн баррелей. Падение за 4 года составило 2 млн баррелей ежедневного экспорта.
 
При этом в страны "дальнего зарубежья" было поставлено в 2019 году 250 млн тонн (из упомянутых 266 млн тонн) на сумму 115 млрд долларов (или 63 доллара за баррель). В 2023 году средняя стоимость нефти в поставках в "дальнее зарубежье" оценочно составляет 61 доллар за тонну, однако с учетом приблизительно 30-процентных потерь при конвертации из мусорных рупии и юаня эта цена может быть порядка 40 долларов за баррель. Правда, тут стоит учесть, что с Китаем торговля идет практически по бартеру, конвертация не требуется, операции по переводу из мусора в что-то употребимое требуется только для рупии. В общем, около 50 долларов за баррель - это красная средняя цена российской нефти сегодня.
 
То есть, на 10 долларов за каждый баррель меньше и 2 млн баррелей ежедневных потерь по сравнению с 2019 годом. Суммарно потеря 7,3 млрд долларов или 650 млрд рублей.
 
Это - прямая стоимость "переориентации на Восток". К ней, понятно, нужно добавить затраты на срочную покупку "теневого флота танкеров". Оценки общего количества судов этого "флота" разнятся - от 650 (оценка Trafigura) до 350 (оценка Gunvor). Это, конечно, металлолом, которому место на свалке, но порядка 10 млн долларов в среднем за каждый пришлось срочно изыскать и заплатить. Сколько может стоить возможная катастрофа хотя бы одного танкера ввиду его ветхости, сказать сложно, но разлив нефти в Мексиканском заливе (к примеру) обошелся более чем в 60 млрд долларов. И закладывать риск подобной катастрофы сейчас тоже есть смысл, тем более, что помимо чисто экономических методов, в ход пошли неэкономические меры борьбы. Одна неизвестная торпеда или неясно откуда прилетевший беспилотник - и привет.
 
В общем, "поворот на Восток" - дело весьма затратное во всех смыслах и очень неприбыльное по сравнению с европейским рынком, который Кремль отдал с легкой душой. Что неудивительно - ему он достался бесплатно и совершенно бесплатно трудами предыдущих поколений. Поэтому любая копейка, которую кремлевские украли на европейском направлении, была их чистой прибылью. Как чистой прибылью является работа приватизированных бывших советских предприятий, которые строила вся страна, а доход с них получает какой-то Дерипаска или Потанин. Или Миллер с Сечиным. Они не вложили в них ничего, они только собирали не ими выращенный урожай. Когда вор приходит на чужую дачу и копает чужую картошку, то его чистый доход - стоимость всей украденной картошки минус полканистры бензина, чтобы доехать туда и обратно.