Семь российских мест, где можно ощутить зимнюю сказку
На модерации
Отложенный
Эксперты Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, специалисты по брендингу территорий и менеджменту в туризме, рассказали, как встречают новый год в разных городах и республиках России и где можно получить незабываемые впечатления и узнать о культурных традициях нашей страны, сообщает пресс-служба ВШБ.
Суздаль избрали всероссийской столицей Нового года-2024. В местном кремле подготовили захватывающую праздничную программу на период новогодних каникул: обещают, что стены крепости "оживут" и расскажут гостям историю города.
Также на территории этого памятника древнерусской архитектуры пройдет исторический квест "Остров сокровищ", где участники найдут затерянные княжеские клады.
Музей деревянного зодчества порадует театрализованным представлением на Рождество — обряды, игры, конкурсы и веселый хоровод.
В селе Мартыново в 60 километрах от Углича расположился музей кацкарей. Это малая этническая группа, которая живет в этих местах с XV века. Сегодня на территории деревни действует национально-культурная автономия: 55 изб и более 120 постоянных жителей. Им не только удалось сохранить свой уникальный диалект, но и сделать из него предмет туристического интереса: гостей обещают научить говорить "Вздравствуйте!" без запинки, а еще "бахорить по-кацки" и "коменничать".
Туристов встречают в 100-летней русской избе хлебом-солью, кормят обедом, приготовленном в печи — щи, картошка, пирожки. Здесь все настоящее — сени, горенка, предметы и фотографии. Сказку тоже расскажут: покажут представление на местном диалекте, познакомят с мифами и традициями, а также кацкарским бытом.
К новогодним праздникам хранители музея подготовили особую программу. Гостей ждет обряд "убанчивания святочной елки", рождественские гадания и другие развлечения.
В местечке Шаркан, в 90 километрах от Ижевска, живет удмуртский Дед Мороз – Тол Бабай. Его резиденция расположена на вершине самого высокого холма среди могучих старых елей. Изба украшена национальными удмуртскими орнаментами, а подняться к ней можно по царской лестнице со множеством ступеней.
По легенде, Тол Бабай раньше был великаном-алангасаром. Когда в эти земли пришли люди, гиганты укрылись в горах, а наш герой не успел — хотел в последний раз оглядеть родные места, и тут вход в убежище закрылся. Пришлось ему остаться жить в мире людей, бродить по полям и лесам, охраняя зверей и птиц.
Однажды он встретил детей — и подружился с ними, с тех пор каждый год радует подарками и зимними забавами. Вокруг резиденции расположен развлекательный деревянный городок с горками и аттракционами.
У Тол Бабая, как и у его русского коллеги, есть внучка — Лымыныл. Есть и своя Баба-Яга в этой сказке — старуха Абыда, которая все время строит козни. Кстати, Тол Бабай общается с детьми не только в новогодние праздники, а круглый год.
Улан-Удэ — место пересечения различных культурных традиций и верований. Например, в селе Тарбагатай в 50 километрах от столицы Бурятии в гости ждут "семейские", Забайкальские старообрядцы — со своими обычаями на святки, посиделками, "машкарадами" и катанием на тройках.
В Иволгинском дацане (30 километров от Улан-Удэ), известном монастыре Бурятии, готовятся к Сагаалгану — буддийскому Новому году, который в 2024 году выпадает на 10 февраля.
Есть в Бурятии и свой Дед Мороз с резиденцией. Его зовут Сагаан Убген — "Белый Старец". Бурятский старец считался в буддийском пантеоне Владыкой гор — богом плодородия, благополучия, долголетия и счастья, повелителем зверей и птиц. Он облачен в национальные одежды — белую шубу и шапку-малгай, отороченную мехом.
Его резиденция располагается в Этнографическом музее народов Забайкалья Улан-Удэ.
Традиционно от Сагаан Убгена не ждали материальных подарков — считалось, что он дарит мир и покой. Но после того, как он стал названым братом Деда Мороза Великого Устюга в 2007 году, Сагаан Убген со своими помощниками стал устраивать детские праздники и дарить детям подарки. В резиденции традиционно проводят новогодние мероприятия.
В Салехарде, городе на Полярном круге, проживает один из самых северных волшебников Ямал Ири. Он носит традиционную одежду северных народов, пояс охотника с украшением из кости мамонта, заплетает волосы и бороду в косички, а кроме посоха его традиционным атрибутом является бубен, чтобы избавлять людей от дурных мыслей и делать злых добрее.
По просторам края Ямал Ири путешествует на упряжке из северных оленей, а своей резиденции в Природно-этнографическом комплексе поселка Горнокнязевск живет в традиционном чуме.
В новогодние дни ямальский дед мороз, как и его братья, принимает гостей — угощает их праздничными блюдами и рассказывает национальные ямальские легенды.
Самые отчаянные путешественники могут встретить новый год в настоящем чуме с оленеводами в тундре — незабываемый праздник гарантирован.
Якутия приглашает посетить резиденцию своего новогоднего волшебника — Чысхаана. Как и положено властелину холода, он живет в "Царстве вечной мерзлоты": это туристический комплекс, в котором расположен тронный зал Чысхаана. Зал украшают ледяные скульптуры, выполненные самыми лучшими мастерами. Одет северный волшебник в якутскую национальную одежду и шапку с рогами.
Небольшой палеонтологический музей комплекса предлагает ознакомиться с жизнью мамонтов и других животных ледникового периода, а в ледяном баре можно попробовать не только напитки низких температур, но и строганину, мороженую рыбу, и "мартышки", замороженную массу из творога, сметаны и ягод.
Детей и взрослых повеселит еще одна достопримечательность резиденции — огромная ледяная горка. Каждому, кто решился прокатиться, вручается памятная снежинка и именной сертификат о посещении "Царства вечной мерзлоты".
Чагаа-Байрам переводится как "белый" или "творожный праздник". Так называется алтайский новый год, который празднуют по лунному календарю — в конце января-начале февраля.
В 2003 году Чагаа-Байрам был официально признан праздником регионального значения, цель которого —сохранить традиции культуры и языка алтайского края и народное творчество.
День проведения Чагаа-Байрам ежегодно утверждается главой Республики Алтай, и является праздничным для жителей. Люди надевают свои лучшие одежды и начинают шествие. На холме разводят священный огонь, трапезничают, веселятся. Обязательный ритуал — скатиться со склона горы: считается, что снег очищает тело от всего плохого и негативного.
Комментарии