Главный вопрос американской экономики
На модерации
Отложенный
Кримсон пишет, что сейчас в западных медиа главным вопросом современности является – нет, не вопрос “как убрать Трампа?”, и тем более не вопрос “как спасти хохлов?” (их давно списали в утиль даже в редакции “Фашингтон Пост”).
Главный вопрос – о том, чем закончится для американской экономики нынешний инфляционный инцидент, с последовавшим циклом резкого повышения ставки ФРС США. Варианты ответа на этот вопрос:
1. hard landing,
2. soft landing,
3. no landing.
Соответственно это “жёсткая посадка”, “мягкая посадка” и “какая нахрен посадка?”
То есть даже на уровне используемых метафор понятно, что экономика США сравнивается с самолётом, у которого жёсткие проблемы, и который идёт на посадку в неоптимальных условиях. Но мы сегодня не об этом, а о том, что если посмотреть на промышленную часть американской экономики, то там самолёт уже пропахал носом небольшую грядку:
Bloomberg: “Промышленная активность в США находится на территории спада уже 13 месяцев подряд, что является самым продолжительным спадом с тех пор, как более двух десятилетий назад лопнул пузырь доткомов. Это следует из последнего обновления производственных показателей Института управления поставками [Institute for Supply Management], опубликованному 1 декабря.”
Но и это не самое интересное. Вдумайтесь: США за последний год вкачали в американский ВПК просто безумные деньги, и там вроде бы всё пухнет и колосится, но даже при таком мощнейшем стимулировании производства, в целом в экономике США оно (производство) сокращается.
На бумаге весь американский ВВП вытягивает “сектор услуг” (а вы понимаете, что это такое – там можно нарисовать что угодно).
При этом, бюджет США стимулирует не только ВПК, но и щедро стимулирует реиндустриализацию за счёт переноса производств из ЕС, откуда они бегут, будучи пострадавшими от энергокризиса (и за счёт переноса в США частей “цепей поставок”, идущих из КНР). И всё равно это не помогает вывести американскую промышленность “в плюс”.
Кстати, данные ФРС (как бы “государственные”) по промпроизводству – лучше, чем у Бломберга и IFSS, но всё равно по ним идет сокращение с пика сентября 2022.
Прав был директор Goldman Sachs, когда предсказывал, что “рецессии не будет, но будет такой рост, что будет ощущаться как рецессия”.
PS. Собственно, американцам для нормализации экономики и перехода к нормальному, а не бумажному, росту – необходимо сделать два основных шага:
1. Прекратить быть в каждой дырке затычкой. Численность вооруженных сил США – более 1.3 млн чел, но эти силы ничего толком не могут, потому что раздёрганы по более чем 900 зарубежным военным базам, на одно содержание которых (баз) уходит ежегодно $740,5 млрд. Собственно говоря, зарубежные военные базы сжирали бы почти весь военный бюджет США – поэтому их приходится частично финансировать за счет гражданских статей бюджета. Это чудовищная нагрузка, которую экономика США не в силах вынести. А ведь есть еще “помощь” так называемым “союзникам”. В результате на развитие страны не остается ничего.
США сейчас напоминают понтореза, залезшего по уши в долги и потерявшего реальные источники дохода – но изо всех сил пытающегося пускать окружающим пыль в глаза своими кутежами. Потому что если все поймут, что он банкрот – ему перестанут давать в долг. Вот и закатывает понторез всякие вечеринки, ездит на ламборджини со стразами, и сорит деньгами на всяких прихлебателей (а сам, когда никто не видит – ходит в дырявых трусах и прихлёбывает доширак из пластмассовой миски).
2. Снизить уровень жизни (путем снижения зарплат) широких народных масс США – как минимум до уровня рабочих в Китае, России и Индии. Иначе реального производства в США не появится, сколько напечатанного бабла не заливай в фантастические стройки.
Многие вот этот момент не могут понять, поэтому мне придется пояснить его подробнее. Видите ли – в экономике США нет никаких существенных преимуществ, которые бы обеспечивали американскому рабочему более высокий уровень оплаты труда по сравнению с упомянутыми выше странами – и при этом производимая в США продукция была бы конкурентоспособна. У США больше нет многочисленной трудолюбивой и/или высококвалифицированной рабочей силы, у них нет доступа к дешевому сырью и/или энергии, у них даже нет уникального логистического положения (что позволило бы иметь поток бабла просто от торгашества и перевалки грузов от производителя к потребителям). США – это остров в заднице мира, навроде Австралии или Новой Зеландии, но отличающийся от них отсутствием серьезных количеств полезных ископаемых и наличием огромного демографического балласта из развращенных, не желающих работать масс быдла. Не с чего США обеспечивать 300 миллионов быдла источниками дохода для хорошей жизни.
Поэтому да – США могут напечатать кучу денег, потом дать их в виде кредитов и субсидий очередному Илону Маску, который, напрягая остатки технологий НАСА образца 1960-х годов, заполонит низкую орбиту вокруг планеты тысячами гогноспутников Старлинк. И эти спутники даже каким-то чудом могут работать. Но всё это в экономическом смысле – огромная панама, классическое надувательство и показуха. Дело в том, что на эти “услуги связи” не существует платежеспособного спроса в таком объеме, чтобы система из просирателя денег и ресурсов превратилась в источник доходов.
Маск рассказывал, что якобы развертывание Старлинка обойдется в 20–30 миллиардов долларов. И идея бизнеса на этой системе заключалась в том, что да, вот столько бабла придется разом ухнуть – но затем в течении 5 лет поддержание системы будет почти бесплатным, и она будет приносить непрерывный поток бабла. Разумеется, так не вышло – спутники начали сыпаться, и поддержание системы требует непрерывного вывода новых, то есть “бизнес” превратился в непрерывное спускание бабла в унитаз в таких количествах, какие невозможно перекрыть никакой абонентской платой. А ведь надо еще кредиты отдавать, или хотя бы процент по ним выплачивать.
Для сравнения – спутник Глонасс-К стоит России около 10 миллионов долларов, его запуск – еще 20 миллионов долларов. Итого 30 млн. Спутниковая группировка – 25 спутников, 25*30=750 миллионов долларов. Срок службы – 10 лет, соответственно бесконечное поддержание работоспособности ГЛОНАСС обходится России в 75 миллионов долларов ежегодно. По сравнению с тем потоком бабла, который сосёт “Старлинк” – это сущие копейки. РФ может себе позволить такие расходы, имея в виду косвенную пользу системы для военных и гражданских отраслей.
Россия не выводит систему по типу “Старлинка” не потому, что не может (может, конечно же) – а потому, что эта система никогда не окупится, она экономически бессмысленна. Поэтому Россия делает свою “Сферу” совершенно по-другому и для других целей – хотя формально это тоже система глобальной цифровой связи, но там спутников меньше на порядки, и вывешиваются они на гораздо более высокие орбиты, чтобы увеличить срок службы и сократить расходы. Естественно, и выводы этих спутников обходятся России дешевле.
И вот так у США всё – они могут построить огромный завод, но он будет стоять без квалифицированных рабочих, которых просто неоткуда взять. Если же рабочих перекупить в других странах за огромный оверпрайс и привезти – продукция этого завода будет никому не нужна, ибо неизбежно окажется кратно дороже той, что уже выпускают в Азии, при еще худшем качестве (ибо откуда взяться качеству на новом производстве, которое укомплектовано персоналом, набранным по объявлениям, и которым руководят дилетанты?). Этот завод можно заставить работать – но для этого придется перекрывать его оверпрайс субсидиями, то есть вместо генерирования прибыли завод превращается в насос по высасыванию бабла и ресурсов из других секторов экономики. А тогда зачем он нужен? Ну кроме показухи – “смотрите, мы тоже можем это делать”?
Вы помните, чем закончились потуги организовать относительно современное производство микрочипов в России? Да-да – не помогли никакие закупки оборудования, потому что в стране нет специалистов, чтобы его толком запустить и эксплуатировать. И это при том, что Россия находится в уникальном положении – у России полно собственного дешевого сырья, в том числе достаточно дефицитного, в России дешевая энергия, логистически Россия расположена выгодно, между Азией и Европой, и в принципе в России высокий уровень технического образования, то есть потенциально наготовить нужных специалистов вполне возможно.
Но даже в такой ситуации России нужно слишком много времени и вложений, чтобы выйти на уровень микроэлектроники хотя бы Китая (про Тайвань я даже не говорю). Всё это время “отечественная микроэлектроника” будет работать в глубокий минус.
А теперь примерьте эту ситуацию на США. У США нет этих российских преимуществ, ни одного. Всё, что у них есть из плюсов – это печатный станок для выпуска долларов. Остальное – минусы и балласт. И главный балласт – это НАСЕЛЕНИЕ США.
Пока негр в США комфортно сидит на вэлфере, пока негритянке в США достаточно родить пару детишек непонятно от кого – и можно ближайшие 15 лет не работать, сидя на пособиях, пока тупой фасовщик в макдаке, читающий по складам, получает 9 долларов в час (378 баксов в неделю, 1.5K$ в месяц), а в школе в 10 классе учат складывать 25+25 на калькуляторе – никакой промышленности, кроме самой примитивной, в США не будет.
На фото в заголовке – Ohio Valley Steel Towns. Это сталеплавильный завод США в Огайо, который давно уже обанкротился, его купили индусы из фирмочки г-на Миттала, разворовали государственные субсидии, затем распилили оборудование на цветмет и чермет, и были таковы.
Как видите, даже плавить сталь США уже не в состоянии. Для США это слишком сложно. Нет, на самом деле США всё еще плавят сталь – но это почти исключительно электродуговые печи, перерабатывающие металлолом. То есть металлургия США постепенно пожирает саму себя (а заодно и пожирает США). Классическое производство стали из руды – в США практически отсутствует. И если бы не нелегалы-мексиканцы – давно бы закрылись и эти сталеплавильни. В основном США сталь импортирует:
В июне 2023 года крупнейшими поставщиками стали в США были:
1.Канада – 628 000 тонн.
2.Бразилия – 419 000 тонн (+ 75%).
3.Мексика – 417 000 тонн (+ 48%).
4.Южная Корея -375 000 тонн (+71%).
5.Китай -114 000 тонн (+149%).
Проценты – год к прошлому году. Собственное производство умирает, потому что подорожавшая электроэнергия убивает дуговые сталеплавильни.
И вот так у них всё. Пока не будут решены проблемы N1 и N2 – ничего не изменится
Комментарии