Живет и работает в Москве: Александра Лекомцева, соучредительница и управляющий директор галереи SAMPLE
На модерации
Отложенный
Фото: архив пресс-службы SAMPLE, Дмитрий Смирнов, Анастасия Острикова
Екатерина Сахарова
Time Out узнал, как увлечение искусством стало профессией и что находится в личной коллекции соосновательницы галереи.
Место рождения: Оленегорск, Мурманская область. Живет в Москве.
Образование: МГУ имени М. В. Ломоносова, факультет искусств. Стаж работы: 10 лет.
О том, как появился интерес к искусству
Мама часто водила меня на балет, выставки, читала классическую литературу, обращала мое внимание на искусство и культурные события. Когда мы приезжали в Петербург, то всегда посещали Эрмитаж и Русский Музей. Мой старший брат, который переехал в Москву раньше, всегда интересовался театром и кино и погрузил меня в это.
Когда я получала первое высшее образование, я встретила подругу и единомышленницу Олю: с ней мы часто ходили по музеям (я очень любила и люблю Третьяковку и Пушкинский) и театрам. Читали про это книги и разные медиа — Time Out, «Большой город», «Афишу».
О том, как попала в арт-сферу
Работала в банке, вышла замуж, появились двое детей-погодок, а потом у меня случилась послеродовая депрессия. Обратилась к психотерапевту, и мы с ним начали выяснять, о чем я мечтала в детстве, что мне интересно. Так и всплыла история про культуру и искусство. Позже я решила получить второе высшее и поступила на искусствоведческий. Учиться было очень интересно, а однокурсницы впоследствии стали моими лучшими подругами.
Одна из них вышла на работу в ГМИИ имени Пушкина в команду к Марине Лошак, которая со своим заместителем Марией Салиной набирали команду из молодых специалистов. В числе этих новичков оказалась и я. Не могу сказать, что чувствовала себя уверенно: многое не получалось, но это был бесценный опыт. Из той команды «выросли» очень классные директора: Анна Трапкова, директор Музея Москвы, Дарья Филиппова, директор центра «Зотов», и другие мои коллеги, с которыми мне очень приятно и ценно пересекаться в разных институциях.
Основательницы SAMPLE Анна Наумова, Софья Симакова, Александра Лекомцева
Екатерина Сахарова
Об онлайн-галерее
Мы не первые, кто открыл онлайн-галерею. Проект OilyOil Кати Положенцевой существует уже 10 лет. В этом году SAMPLE исполнится семь лет, из них я работаю пять.
Перед тем как принять меня в команду, Анна Наумова и Софья Симакова провели со мной собеседование. В итоге, когда мы начали сотрудничать, то единогласно решили, что обойдемся без постоянного пространства, как у серьезных галерей. В качестве стратегии развития решили проводить временные выставки с партнерами на различных площадках и использовать многофункциональный сайт, разработанный под наши задачи. Сейчас онлайн-галерея находится внутри большого междисциплинарного проекта SAMPLE, со своим офисом, складом и командой в десять человек.
О выборе резидентов
Что касается выбора авторов для сотрудничества, то в SAMPLE все максимально просто: Аня и Соня отвечают за отбор и, как правило, доверяют собственному вкусу. Девочки самостоятельно ищут новых художников в соцсетях, на выпускных выставках, но, разумеется, мы получаем много писем с предложениями и просьбами стать резидентами SAMPLE.
Мы стараемся отсеивать объективно плохое искусство, хотя это понятие очень индивидуализированное, особенно в случае с молодыми художниками. Ну и с откровенным плагиатом пытаемся бороться, хотя получается не всегда.
О ценах на прекрасное
В нашей галерее можно найти искусство практически на любой кошелек, от 15 тысяч до 1,5 миллиона рублей — это максимум наших авторов.
Наиболее активные продажи случаются во время выставок и ярмарок. Самые дорогие работы, которые мне удалось продать, стоили 600-800 тысяч рублей.
Мой личный триумф случился на 9-й Международной ярмарке современного искусства Cosmoscow в 2021 году, когда в день preview, закрытого показа для коллекционеров, я работала одна. В тот год у нас был моностенд Алексея Дубинского, к которому публика проявила огромный интерес: с 10 до 13 часов были проданы все холсты, которые были в наличии. Я шутила, что могу обклеить наш стенд лентой с надписью sold out и идти домой.
Арт-коллекция в квартире Александры
Екатерина Сахарова
О любимых работах из личной коллекции
Дорожу работой Вари Чельцовой, которую купила на аукционе SAMPLE еще в 2017 году, и, как выяснилось позже, это была первая проданная картина в жизни художницы. Я очень ценю эту связь.
Коллекционером себя не считаю. Покупаю спонтанно и стихийно, в основном отдаю предпочтение молодым русским художникам. Особое место в нашем доме занимает живопись Олега Иенсена, дедушки моего мужа. А также портрет молодой девушки кисти Анатолия Зверева, который родители супруга подарили мне на 30-летие, как символ моего увлечения искусством.
О ярмарке blazar
blazar — логичное развитие арт-мира и культуры в Москве. Когда Cosmoscow набрал обороты, возникла идея открыть еще одну ярмарку, но уже с ориентиром на молодых художников и начинающих коллекционеров.
Поскольку это была специализация галереи SAMPLE, мы объединили наши усилия с организаторами blazar — Маргаритой Пушкиной и командой Cosmoscow. Нам пришлось быстро и многому учиться, ведь объемы и масштабы несравнимы с галереей, как и степень ответственности перед партнерами, коллегами и командой. Сейчас могу сказать, что blazar научила меня всему, что я умею: как не забирать и не замыкать все на себе, учитывать интересы, быть эффективной.
В этом году ярмарку посетили более 20 000 человек. blazar стала ежегодным событием, ее ждут и участники, для которых она стала одним из ключевых этапов развития и выстраивания карьеры, и гости. Надеемся, что ничто не помешает в 2024 году провести пятый, юбилейный, выпуск.
О зарплате совладелицы галереи в Москве
В SAMPLE я работаю соучредительницей и управляющим директором, у меня нет зарплаты как таковой: мы вынимаем дивиденды с определенной регулярностью. Что касается blazar, где я соучредительница и директор, у меня есть зарплата директора плюс процент от привлеченных спонсоров: эти цифры варьируются от ситуации, года, задач и объемов.
Если говорить в целом про зарплаты в мире искусства, они сильно занижены. Но у меня есть ощущение, что ситуация меняется — спасибо музеям и центрам современного искусства, таким как «ГЭС-2», «Гараж», «Музей русского импрессионизма», руководство которых старается платить адекватные деньги, а не 25 тысяч за работу нон-стоп, как это было раньше. Думаю, сейчас средний ценник профессионального искусствоведа составляет порядка 70-120 тысяч рублей, плюс дополнительный доход — благодаря обширным знаниям и навыкам.
Об окружении и досуге
У меня несколько пластов окружения: семья — муж, дети, родители и братья, друзья и коллеги по нынешней и прошлой работе, подруги из университета, родители друзей детей, мои друзья детства. Разумеется, сложно общаться и тусоваться со всеми одновременно. В приоритете — семья. Когда я не работаю, то принимаю родителей, гуляю с младшим сыном, обедаю со старшими детьми, хожу в кино с мужем.
Я девушка общительная и увлекающаяся, легко знакомлюсь и завожу друзей: благо, моя сфера полна талантливых и красивых людей! С ними можно и отправиться на поезде на второй полке в Каргополь, и отужинать в роскошном ресторане или пойти в оперу.
Комментарии