Конституция 1993 года отвела Россию от пропасти

На модерации Отложенный

12 декабря 2023 года в 30-летнюю годовщину принятия российской Конституции президент России Владимир Путин провёл встречу с судьями Конституционного суда. В ходе этого мероприятия он сделал следующее заявление: "Мы все помним, в каких условиях принималась Конституция. Это было время тяжёлых испытаний для нашей страны, связанных с острым гражданским, политическим противостоянием. Тем не менее люди, которые работали над Конституцией, нашли в себе мужество для того, чтобы выйти на референдум и принять Основной закон. Безусловно, это сыграло очень важную роль для сохранения самой России, для того, чтобы она не развалилась".

Такая оценка вызвала критику со стороны отдельных политиков. Основная часть этой критики сводилась к тому, что Конституция 1993 года была написана "под диктовку Запада". На сайте Агентства США по международному развитию, действительно, представлены данные о выделении в 1991–1993 годах грантов на разработку российской Конституции. На основании этого факта критики президента заявляют: говорить о том, что Конституция "сыграла роль в сохранении России", некорректно. Насколько справедлива эта критика? Обратимся к документам.

Летом 1991 года в РСФСР был учреждён пост президента. Им стал Борис Ельцин. Тогда же в Конституцию РСФСР было внесено положение, согласно которому президент являлся не только главой исполнительной власти, но и "высшим должностным лицом". Вопрос только в том, что в Основном законе не скорректировали статью о полномочиях парламента. Она гласила, что "высшим органом государственной власти" в РСФСР является Съезд народных депутатов. Больше того, этот представительный орган был наделён правом принимать любые акты, которые бы имели высшую силу. Это противоречие породило двоевластие. Возник спор о том, кто выше – съезд или президент.

В этот момент началась тотальная приватизация. Спор о том, кто выше, перерос в спор о том, кому достанутся средства производства, природные ресурсы. Возник политический кризис, в ходе которого каждая из сторон – и президентская, и парламентская – апеллировала к поддержке регионов. Но такая погоня за симпатиями субъектов федерации лишь усугубила конфликт. Она породила угрозу распада России.

В марте 1992 года Борис Ельцин подписал с представителями регионов Федеративный договор. Этот документ предусматривал перераспределение полномочий.

Так, в документе отсутствовало понятие "единый народ". Вместо этого декларировалось, что Россия населена отдельными народами (нациями). Не было и понятия "общенародная собственность". Декларировалась, что вся земля и её недра принадлежат субъектам федерации.

Федеральному центру оставалось только то, что ему передавали регионы. Кроме того, республики России объявлялись государствами, наделёнными (дословно) "всей полнотой власти на своей территории". Это положение включало в себя право самостоятельной внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности. Федеративный договор лёг в основу президентского проекта Конституции.

В этой ситуации парламентарии решили пойти ещё дальше. Съезд народных депутатов не только одобрил Федеративный договор, но и подготовил свой проект Основного закона. В документе, опубликованном конституционной комиссией парламента, республики наделялись собственным гражданством и правом иметь собственные (не русский) государственные языки. Этих положений не было ни в Федеративном договоре, ни в президентском проекте Конституции.

Понятно, что такая гонка за симпатиями регионов поощряла их аппетиты. Некоторые из республик, в частности, Татарстан и Чечня, поспешили официально объявить о независимости. Другие, в частности, Уральская республика, фактически начали процесс выхода из федерации.

В этой ситуации всеобщее голосование по проекту Основного закона 12 декабря 1993 года оказалось для России благом. Конечно, документ содержал в себе многочисленные противоречия и риски. Так, он вводил Федеративный договор в сферу регулирования федеративных отношения. Это противоречило конституционной модели федеративного устройства России. В то же время в Конституции появился базовый элемент, которого не было ни в Федеративном договоре, ни в предыдущих проектах.

В документе, поддержанном гражданами страны, говорилось, что россияне являются единым народом.


Преамбула Конституции РФ: "Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, […] сохраняя исторически сложившееся государственное единство, […] чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, […] стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, […] принимаем Конституцию".

Статья 3 Основного закона: "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ".

Всё это и позволяет утверждать, что именно референдум 12 декабря 1993 года остановил процесс разрушения России. Наш народ в очередной раз проявил мудрость. Он обыграл Запад. После плебисцита выступать за разрушение страны значило противопоставлять себя всему российскому народу.