Карьера идеального чиновника

На модерации Отложенный


Дирижёр Юрий Темирканов не хотел давать Владимиру Гронскому взаймы, а он наказывал подчинённых за пропаганду Марка Твена

Безвременно покинувший наш грешный мир бывший редактор «Вечернего Петербурга» Владимир Гронский достоин посмертного помещения в Палату мер и весов города Парижа. Владимир Геннадьевич был подлинным эталоном чиновника, колебавшегося с генеральной линии партии. Дослужившись в советские времена до завсектором международной информации газеты обкома КПСС «Лениградская правда», он без колебаний отринул большевистские идеалы, когда за них перестали платить. Начиная с 1991-го - уже не товарищ, а господин Гронский замредактора либеральнейшего «Невского времени», которое возглавила бывшая соратница по партийной журналистике Алла Сучилкина, более известная как Манилова.

Новое издание воспевало питерского мэра Анатолия Собчака не хуже, чем «Ленинградская правда» персека Ленинграда Григория Романова, но куда с большей выгодой для себя. В разгар избирательной кампании Собчака Сучилкина  направила ему письмо с настоятельной просьбой помочь ей «купить по государственной стоимости 2-комнатную квартиру в Центральном районе». Поскольку жить «в микрорайоне с весьма специфическим социальным составом жителей» столь утончённой даме было никак не возможно. Квартира была получена, но Собчак проиграл и партнёрам пришлось выживать, кто как может.

В «Невском времени» пряников на всех стало маловато и бывший большевик-международник возглавил финансируемый дочерней компанией БАЛТОНЭКСИМбанка «Вечерний Петербург». Вскоре спонсоры обнаружили, что тиражи газеты завышены вдвое, выделенные деньги растворились в тумане, а издание погрязло в долгах, от которых редактор решил избавиться, зарегистрировав газету на новое юрлицо. Доказать что-то криминальное даже не пытались - пожар в главредовском кабинете случился исключительно кстати.

Завязав с журналистикой, Гронский устроился директором по связям с общественностью пивоваренного завода, а затем гендиректором Санкт-Петербургской филармонии. Оттуда он вылетел, не сумев подготовить здание к ремонту. Комментируя изгнание администратора, худрук филармонии - знаменитый режиссёр Юрий Темирканов сообщил, что «никогда не дал бы ему взаймы».

К счастью, в Смольный въехала Валентина Матвиенко, Манилова возглавила городской Комитет по печати, и для неё с экс-замом настали воистину золотые времена. ОАО «Информационно-издательский центр Правительства Санкт-Петербурга «Петроцентр», учреждённый Гронским, и рекламное АОЗТ «Волшебный лист», созданное Маниловой, цвели и пахли. Хотя некоторые удивлялись: по какому принципу одни уродующие центральные магистрали Петербурга уличные растяжки убираются по распоряжению губернатора, а другие в Комитете по печати объявляют «национальными брендами» и оставляют висеть? И в чей карман за такое удовольствие идут красивые разноцветные бумажки с цифрами?

Особо отличился Владимир Геннадьевич во время пиар-кампании по строительству «Охта-центра». Его перлы, типа «Не любить Газпром - это просто непорядочно», изрядно веселили публику, но результата не дали. Обожаемый небоскрёб пришлось переносить на Лахту, а деньги, прилипшие к лапкам пиарщиков, списывать в убытки.

Отставленный чиновник немножко порулил музеем Суворова, а его последним пристанищем стала Российская Национальная библиотека. С приходом Гронского там сразу начались скандалы, причём иной раз дело доходило до суда. Уволенный начальник Службы безопасности РНБ опротестовал своё незаконное изгнание, выиграл и получил компенсацию в размере 1 345 732 рублей. Естественно, не из директорского кармана. По ходу дела главный охранник рассказал о самодурстве босса много интересного. Например, про его разрешение, позволяющее некоторым особо любимым сотрудникам входить в библиотеку в пальто и покидать её без досмотра. То есть иметь возможность вынести любое ценное издание, которое вздумается.

К другим подчинённым Гронский был, напротив, чрезвычайно строг. Однажды он влепил им выговор за вывешенный портрет американского писателя-коммуниста Марка Твена, видимо, сочтя его агентом Госдепа. В ходе разбирательства выяснилось, что на портрете был советский литературовед Юрий Лотман, 100-летие которого библиотека как раз готовилась отмечать. Подозревал ли господин директор о существовании Лотмана, мы уже никогда не узнаем. Несомненно одно: в его персоне воплотился типаж идеального столоначальника, который постоянно колебался с генеральной линией партии, проваливал всё, что можно, и оставался непотопляемым, как и положено некоторым субстанциям.

Хочется верить, что о столь примечательном персонаже когда-нибудь напишут завлекательный сатирический роман. Эпиграф можно взять из пьесы Александра Вампилова «Провинциальные анекдоты»:

«Кем я только не управлял, чем не заведовал?.. И складом, и баней, и загсом, и рестораном. И по профсоюзу, бывало, и по сапожному делу, по снабжению, и по спортивному сектору - в каких только сферах я не вращался? С кем только дела не имел? И с туристами, и с инвалидами, и со шпаной, бывало. Большим начальником, правда, никогда не был, но всё же... Одно время был я даже директором кинотеатра... И везде, бывало, что-нибудь да получится. То инвентаря, бывало, не хватит, то образования...».

Юрий Нерсесов