Украинский миф о «русификации»

На модерации Отложенный

 Главным идеологическим орудием разрушения традиционного народного общерусского самосознания является миф официальной украинской идеологии о так называемой «руссификации». Его абсурдность очевидна уже в силу того, что малороссы имеют ничуть не меньшее историческое право принадлежать к единой русской нации и пользоваться общерусским языком, чем великороссы.

Основы светской общерусской культуры были созданы в XVII веке именно малоросами, в том числе и светский литературный язык: «Грамматика» М. Смотрицкого и «Лексикон словено-росский» П. Беринды, написанные в Киеве ещё в период его пребывания в составе Речи Посполитой, были школьными учебниками по всей Российской Империи до конца XVIII. По ним учился и М. Ломоносов, потому что эти книги были написаны на общерусском, а не на некоем «украинном» языке. В XIX веке в Российской Империи не существовало никаких проблем с распространением письменности на «малороссийском наречии», причем центром издания этой литературы был Санкт-Петербург (в 1818 году там даже была издана «Грамматика малороссийского наречия» А. Павловского, а в 1840-м – «Кобзарь» Т. Шевченко). Подобное было в то время совершенно немыслимо ни в одной из западноевропейских стран, очень жестко проводивших политику ассимиляции локальных этносов.

В отличие от стран Западной Европы, очень жестко подавлявших региональные языки уже на уровне начального образования, в Российской Империи никаких препятствий к их развитию не было, в частности, школьное образование на южнорусском наречии существовало с середины XIX века, но осталось просто невостребованным. Однако и Россия была вынуждена перейти на «общеевропейские стандарты» отношения к этническим движениям после того, как поляки во время восстания 1863 года стали издавать и распространять антирусские листовки, написанные на этом наречии. Причем даже и в этом случае имела место конфронтация между ведомствами, во время которой министр народного просвещения Головнин выступал за развитие книгопечатания и образования на наречии, и всё в конечном счете решила позиция самого малороссийского дворянства, засыпавшего Петербург петициями, требовавшими его запрещения.

Основным содержанием этих петиций было возмущение тем, что какие-то самозванцы выдают себя за представителей всего малороссийского народа и навязывают ему свой искусственный язык, в то время как сам народ «охотно, и даже с любовию, учится по книгам русским и церковнославянским и в помысле не имеет искать для себя какого-либо еще особого языка… Есть даже признаки, – отмечалось далее, – что народ смотрит враждебно на непрошенные заботы о нем местных патриотов и обижается на замену образованого русского языка малорусским наречием. «Недавно, – говорит профессор Киевского университета Гогоцкий, – в одной сельской школе помещик, чтобы испытать желание учеников и их родителей, начал давать иногда в своей школе малорусские книги вместо русских. Что же вышло? Из восемнадцати учеников шестнадцать перестали ходить в школу» (Архівні документи Валуєвського циркуляра 1863 року та їх сприйняття // Дніпро. 2001. №1-2. С. 72-73). (Интересно, что это тот самый Сильвестр Гогоцкий, который ныне записан в «классики украинской философии»).

В течение всего ХХ века происходила насильственная украинизация Малороссии: начали её австрийцы в 1915 г. геноцидом русинов Галиции в концлагерях Терезин и Талергоф (при самой активной помощи местных «украинцев»), затем продолжили большевики в 1920-30-х годах (но и позже советская украинизация не прекращалась), гитлеровские оккупанты в 1941-1944 гг.

— и, наконец, политика насильственной украинизации русскоязычного большинства населения нэзалэжной Украины стала единственным смыслом существования этой страны с 1991 года.

После 1917 г. дело создания искусственной «украинской нации» продолжили большевики. В 1921 году, выступая на X съезде партии, Сталин заявил: «Недавно ещё говорилось, что украинская республика и украинская национальность – выдумка немцев. Между тем ясно, что украинская национальность существует, и развитие её культуры составляет обязанность коммунистов. Нельзя идти против истории. Ясно, что если в городах Украины до сих пор ещё преобладают русские элементы, то с течением времени эти города будут неизбежно украинизированы» (Сталин И.В. Марксизм и национально-колониальный вопрос. М., 1937. С. 81). Зачем же им понадобилось создавать искусственный «народ»? Никаких практических выгод они от этого не имели, скорее наоборот. На само деле ответ очень прост: по причине своей ненависти к русскому народу как таковому.

После государственного переворота в марте 1917 г., арестовавшего царя и объявившего о его «отречении» (реальность которого до сих пор не доказана), кто бы ни приходил к власти на территории Малороссии, все стремились превратить её в «Украину». Почему? Ответ очевиден: после свержения русской православной власти, на страже которой стоял монарх, любая власть с тех пор действовала по принципу «разделяй и властвуй». Разделить требовалось в первую очередь триединый русский народ.

Именно большевицкий режим и его вожди создали из Юго-Западного края России «Украину», а из его русского населения – «украинцев». Именно они потом добавили к этому новообразованию территории никогда не принадлежавшие ни Малой Руси, ни Гетманату, ни Юго-Западному краю. Эту идею они вынашивали еще до прихода к власти. 30 января 1917 года из письма И. Арманд (история, услышанная от бежавшего из германского плена солдата): «Пробыл год в немецком плену… в лагере из 27 000 чел. украинцев. Немцы составляют лагеря по нациям и всеми силами откалывают их от России. Украинцам подослали ловких лекторов из Галиции. Результаты? Только-де 2000 были за «самостийность»… Остальные-де впадали в ярость при мысли об отделении от России и о переходе к немцам или австрийцам. Факт знаменательный! Не верить нельзя. 27 000 – число большое. Год – срок большой. Условия для галицийской пропаганды – архиблагоприятные. И всё же близость к великорусам брала верх!» (Ленин В.И. ППС. Т. 49. с. 377). А вот как описывал народные настроения 1918 года «свидомый» украинизатор от КП(б)У, нарком просвещения УССР Затонский: «Широкие украинские массы относились с… презрением к Украине. Почему это так было? Потому что тогда украинцы были с немцами… украинские крестьяне не терпели тогда «украинцев» (мы через делегацию Раковского в Киеве получали протоколы крестьянских собраний, протоколы в большинстве были с печатью сельского старосты и все на них расписывались – вот видите, какая чудесная конспирация была). В этих протоколах крестьяне писали нам: мы все чувствуем себя русскими и ненавидим немцев и украинцев и просим РСФСР, чтобы она присоединила нас к себе» (Перший всеукраїнський учительський з’їзд в Харькові від 5 до 11 січня 1925 р. Х., 1925. С. 65). Но этот народ большевики «сломали через колено» и все равно заставили его считать себя нерусскими «украинцами».

За это преступление большевистского режима – раскол русского народа на части – теперь платят кровавую цену и русские, и «украинцы».