Великий храморазрушительный проект

На модерации Отложенный                             





На днях мы вспоминали разрушение Храма Христа Спасителя, которое произошло 5 декабря 1931 года. Тогда предполагалось, что на месте Храма будет воздвигнуто культовое сооружение нового мировоззрения - Дворец Советов. Но с этим не сложилось, на месте взорванного Храма появился бассейн "Москва", а после утраты власти КПСС Храм был восстановлен.

Но история Храма, который был воздвигнут, чтобы выразить благодарность Богу за победу над нашествием Наполеона в 1812 году, потом разрушен большевиками, потом восстановлен, когда их проект светлого будущего рухнул, преподает нам уроки, которые было бы очень важно усвоить.

Существуют два подхода к устроению общественной жизни. Первый, консервативный, органический, предполагает, что общество подобно телу, сложному организму, который живет и растет своей жизнью, принимая жизнь от предков и передавая ее потомкам, вырабатывая свои правила общежития и социального устройства скорее снизу, чем сверху, и скорее медленно, на протяжении поколений, чем быстро. Изменения, конечно, могут происходить и происходят, но они вырастают из прошедшего опыта - а не порывают с ним.

Консерватор не обязательно верующий - но он с уважением относится к религии, стоящей за картиной мироздания, в которой мир является сложным и осмысленным единством, у людей есть призвание, права и обязанности.

Он (христианин он лично или нет) признает то, что Церковь называет "первородным грехом" - фундаментальную поврежденность человеческой природы, которая делает идеальное общество невозможным. Как состояние хронического больного можно (и нужно) улучшить правильной диетой и лекарствами, но его нельзя сделать совершенно здоровым - так и положение дел в стране и мире можно улучшить, но нельзя устроить рай на земле.

Второй подход - революционный. Он исходит из того, что некие гениальные люди создали Великий Проект - и осуществление этого проекта приведет именно что к земному раю, где все будут добры и честны, и жить в условиях неслыханной свободы и достатка. Как писал Джордж Оруэлл (глубоко разочарованный в сталинском СССР, но сохранивший веру в идеалы социализма) "Настоящая цель социализма есть человеческое братство. Это все чувствуют, но вслух произносят редко, или по крайней мере недостаточно часто. Люди отдают свою жизнь политической борьбе, добровольцами идут на смерть в гражданских войнах, переносят пытки в тайных застенках гестапо не ради построения синтетического рая с центральным отоплением, кондиционерами и электрическим освещением, а потому, что хотят создать мир, где люди друг друга любят, а не обжуливают и не убивают."

Чтобы построить этот идеальный мир, где люди друг друга любят, приходится устраивать революции, гражданские войны и убивать, убивать, убивать и убивать очень много людей - причем не только "эксплуататоров", но и самых что ни на есть "трудящихся", но все эти ужасы будут искуплены тем царством праведности, любви и мира, которое будет установлено в итоге.

Светлое будущее не может органически вырасти из настоящего; чтобы явление светлого Царства стало возможно, настоящее надо ломать через колено.

Этот подход, как и следует ожидать, резко враждебен к Церкви - причем эта враждебность исходит из самых основ Великого Проекта. Церковь говорит, что грядущее Царство будет установлено в результате второго и славного пришествия Господа - а по эту сторону истории рая не будет. Церковь возвещает божественное Откровение, которое предполагает полное доверие и преданность - а Великий Проект требует такого доверия и преданности только себе.



Великий Проект (коммунистический, но не только) пытается заместить в сознании людей именно то место, которое занимала вера в Бога - именно он претендует на то, чтобы говорить от имени высшего Добра и Правды, обеспечивать людей смыслом жизни, сознанием нравственного долга, единством с другими, надеждой, которая позволяет переносить все трудности земного существования.

Человек, верящий в Бога, потерян для Великого Проекта - все разъемы, через которые к нему мог бы подключиться Великий Проект, уже заняты.

Поэтому разрушение храмов и массовые убийства духовенства и мирян не являются чем-то побочным. Не вызвано оно и эксцессами гражданской войны - к 1931 году, когда был разрушен Храм Христа Спасителя, и, тем более, в 1937, когда мученический венец приняли многие епископы и священники, гражданская война давно завершилась и торжество советской власти было несомненным.

Просто революционный проект переустройства жизни сверху по неким "научным" принципам, в частности, проект коммунистический, неизбежно враждебен всякому богопочитанию вообще и Церкви в особенности.

Почему об этом важно напоминать?

Потому что в наши дни мы сталкиваемся, по крайней мере, с двумя Великими Проектами.

Один - это старый коммунистический; люди пытаются сконструировать некую новую идентичность, в которой будут сочетаться и Ленин, такой молодой, и Храм Покрова на Нерли. Попытки сочетать два несовместимых мировоззрения, и две несовместимые системы оценок, будь то в отдельных головах или в обществе в целом, могут привести только к тому, что одно из этих мировоззрений вытеснит другое.

Вы не можете одновременно одобрять и тех, кто взорвал Храм-Памятник, воздвигнутый в память о русской победе 1812 года, и быть преемником тех, кто его воздвиг в нем молился.

Синтеза не получится - а получится только возвращение к богоборческой идеологии, что мы и наблюдаем. Поговорите десять минут с человеком, пытающимся совмещать любовь к красному проекту с Православием, и вы узнаете, что Николая II с семьей убили правильно (и вам повезет, если вы не услышите издевательских насмешек), священников расстреливали за дело - потому что они помогали врагам, а церкви рушили просто потому, что трудящиеся перестали в них ходить.

Другой великий проект, который мы видим разворачивающимся прямо сейчас, носит глобальный характер и связан с Демократический Партией США, которая, хотя и путем грандиозных фальсификаций, но провела на место президента своего кандидата.

Этот проект сравнивают с коммунистическим - и, действительно, общие марксистские корни бросаются в глаза - но в качестве тарана для сокрушения старого мира используются не пролетарии, а представители меньшинств - расовых и "сексуальных".

Последние особенно удобны, поскольку христианская этика в области пола оказывается неизбежно "гомофобной" и "трансфобной", что открывает богатые возможности для подавления Церкви во имя "борьбы за права меньшинств".

Другая особенность проекта - это провозглашение климатической катастрофы, от которой мы все в скором времени (в пределах 12 лет) умрем - так что необходимы глобальные действия для ее избежания, и, значит, подчинение глобальной власти, которая будет эти действия предпринимать.

Этот проект (как и большевизм) рассматривает свои представления о "справедливости" как единственно возможные, и прилагает все усилия, чтобы навязать их всему людскому роду.

И память о том, что происходит, когда люди, верящие в возможность устроения рая на земле получают реальную власть, очень важна. Мы заплатили за уроки истории очень и очень дорого - и не хотим платить еще раз.