Айсберг по имени "авось"

Мне не хотелось поднимать тему трагедии с теплоходом «Булгария» в день траура, 12 июля. И без меня об этом тогда было много сказано, но по прошествии 9 дней с момента, когда погибли люди, погибли дети, мне хочется об этом высказаться.

Когда-то давно я прочитал в одной популярной газете рубрику «Московские старости». Там была приведена заметка почти двухсотлетней давности.

Сюжет такой. В Петербурге через Неву наводили зимние переправы, но весной, когда вот-вот должен был начаться ледоход, ходить по зимнику не разрешалось. За этим специально следили городовые. И вот какой-то мужик решил перейти реку, он перемахнул через ограждение и вышел на лед.

Городовой ему кричит, потом свистит, но все без толку. Мужик бежит по льду, естественно, лед под ним трескается, и он оказывается в полынье. Городовой хватает лестницу, подползает и спасает бедолагу.



Неожиданно мужик набросился на полицейского со словами: «Ты что же это службу не блюдешь, тебя зачем здесь поставили». Опешивший городовой отвечает: «Ну я ж тебе кричал, свистел». «Да что ты кричал-свистел, в морду бить надо было».

Вот такая история.

Почему она мне вспомнилась в связи с трагедией на Волге?

Потому что если над нами нет надзирателя, то чувство самодисциплины у нас напрочь отказывает. Ведь на этом судне погиб капитан вместе с семьей. Это был немолодой опытный человек. Нельзя сказать, что он не представлял себе того, что он делает, и к чему это может привести. Но все делал на авось.

Я задаюсь вопросом, а не каждый ли из нас время от времени становится таким же капитаном корабля? До каких пор мы все (в том числе и я) будем так легкомысленно и наплевательски ко всему относиться и полагаться только на русское «авось»?

Такой национальный феномен: мы страхуем машины, потому что нас заставляют это делать, и почти никогда не страхуем собственную жизнь. Но при этом, положа руку на сердце, должны признать, что практически все нарушаем правила дорожного движения. И все понимаем, что это риск, но все равно действуем, как этот капитан с «Булгарии». Редко-часто, злостно-незлостно, но ведь точно нарушаем.

И еще. В июле театральная общественность отметила 30-ти летие со дня премьеры знаменитого ленкомовского спектакля «Юнона и Авось». Не задавались вопросом, почему он до сих пор идет с аншлагом?