В Петербурге открылась грандиозная выставка работ Василия Сурикова
На модерации
Отложенный
В Государственном Русском музее при поддержке банка ВТБ открылась выставка "Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения". Это самое полное собрание работ выдающегося живописца, которое вообще когда-либо было представлено в пределах одной экспозиции. Впервые ради юбилейной даты в Петербург из Третьяковской галереи привезли знаменитую "Боярыню Морозову".
Слово "впервые" можно считать своеобразным рефреном выставки, отметила директор Русского музея Алла Манилова.
- Впервые почти за 90 лет мы видим выставку крупноформатную, полномасштабную, на которой представлен весь Суриков, - пояснила она. - В 1937 году его выставки прошли одновременно в Москве и Ленинграде, но с тех пор сменились поколения, которые никогда не видели Сурикова таким полным. Одно это - уже важное достижение нашего проекта.
На выставке собраны все знаковые исторические работы Василия Сурикова, отмечает старший вице-президент банка ВТБ Юрий Левченко.
- Это редкая возможность увидеть все работы Сурикова, знакомые с детства из школьных учебников. Ценность проекта еще и в том, что здесь представлены не только большие эпические полотна, но и портреты, графика, впечатления от путешествий художника. Очень здорово, что музей сумел представить Сурикова в таком полном объеме, - прокомментировал Юрий Левченко.
В первом зале экспозиции - "Степан Разин", хотя это одна из поздних работ художника. Специально для этой выставки эпическое полотно было отреставрировано впервые за 60 лет - сняв холст с подрамника, чтобы очистить его от пыли, грязи, позднейших наслоений лака, реставраторы обнаружили на изнаночной стороне надпись: "Реставрировалось в 1962 году". Так что зрители увидят картину, которая считается эмоциональным автопортретом самого художника, такой, как ее задумал автор.
- Сама метода подготовки этой выставки для Русского музея достаточно революционная, потому что впервые в организации выставочного пространства присутствует не только концептуальное, но и дизайнерское решение, - рассказал и. о. заместителя генерального директора по научной работе Григорий Голдовский. - Мы размещаем работы Сурикова так, чтобы их можно было рассматривать вне толпы, чтобы можно было погрузиться в их рассмотрение. С Суриковым это особенно важно.
Для самых масштабных работ, имеющих огромное значение для понимания Сурикова как певца русской истории и выдающегося мастера колористики, в залах Корпуса Бенуа на первом этаже возвели специальные внутренние стены, расположенные немного под углом к основным. От этого картины как будто пришли в движение: режет воду реки деревянная лодка, в которой задумчиво расположился казачий атаман Степан Разин с боевыми товарищами... Сходятся в боевой сече казачья дружина Ермака и воины сибирского хана Кучума на батальном полотне "Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем"... Неудержимо катятся русские войска - это "Переход Суворова через Альпы". Зрителям известно, что Швейцарский поход будущего генералиссимуса не был удачным, но солдаты еще об этом не знают - их лица веселы и сосредоточены.
Впервые организаторам выставки удалось собрать воедино все работы Сурикова на религиозные сюжеты. В 1937 году, как поясняют организаторы, в силу идеологических причин эта часть его творческого наследия практически не экспонировалась. Сегодня под них отдан отдельный зал. Едва ли не единственной работой Сурикова, за всю жизнь сделанной на заказ, стали картины для храма Христа Спасителя в Москве на темы четырех Вселенских соборов. Когда храм был взорван, они считались погибшими, но после Великой Отечественной войны одну обнаружили в фондах Государственного музея истории религии в Санкт-Петербурге. Как туда попало из столицы полотно размером четыре на четыре метра, неизвестно. Зато на юбилейной выставке Сурикова можно увидеть живописные эскизы, которые он выполнил для храма.
А еще - "Благовещение", которое до 1980-х годов хранилось в семье потомков художника, а после было передано в Красноярский художественный музей. Здесь же представлена последняя значительная работа Сурикова "Посещение царевной женского монастыря", на которой он изобразил девушку, "к которой имел душевную склонность", по выражению заведующего отделом живописи второй половины XIX - XXI веков Павла Климова.
То есть эта работа тоже имеет отношение к судьбе самого Сурикова, как и картина "Исцеление слепорожденного" из коллекции Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии. Ее мастер создал под влиянием потрясения, вызванного ранней смертью жены, в которой Суриков винил себя, и в силу "прописки" это полотно практически неизвестно широкой публике.
Суриков с ранней молодости отказывался работать на заказ: и сюжеты, и героев, и моделей для обширнейшей галереи портретов он всегда выбирал сам. Порой требовал от них поведения на грани стоицизма: например, для "Боярыни Морозовой" выводил полураздетыми на мороз, чтобы увидеть, как на холоде сбегают краски с лица. Эта картина более 80 лет не покидала стен Третьяковской галереи, но сегодня она занимает отдельный зал Корпуса Бенуа. С ней связано множество легенд: например, что сюжет пришел автору во время наблюдения за раненой вороной на снегу, волочившей крыло. Боярыня Феодосия Морозова, которая была ярой противницей никонианских церковных реформ, одета в черное, рука ее воздета, пальцы сложены в двоеперстие - так крестились старообрядцы. Тем же жестом отвечает ей нищий - поддерживает. Зеваки - кто сочувствует, кто зубоскалит. На картине больше десятка портретов жителей Москвы XVII века. Эскизы Сурикова, которые были сделаны к "Боярыне" и другим масштабным полотнам, можно рассматривать как отдельные произведения искусства.
Русский музей дополнил выставку живописи предметами декоративно-прикладного искусства, позволяющими полнее погрузиться в тот мир, который художник считал исконным, глубинным, истинно русским. Вот рядом с картиной "Посещение царевной женского монастыря "в витрине представлены элементы женской одежды и украшений. Знаете ли вы, что обязательной деталью праздничного убранства головы девушки считался накосник - широкая и богато украшенная кисть? Здесь же ожерелье, кокошник, расшитые мелким речным жемчугом, цветным стеклом, серебряной нитью, - вещи не слишком драгоценные, но тем проще представить их в повседневной жизни.
Кроме того, специально для выставки разработан мультимедийный контент: на экранах можно в подробностях изучить процесс реставрации "Степана Разина" или рассмотреть ковры - с пестрыми коврами критики сначала пренебрежительно сравнивали многоцветные и многофигурные произведения Сурикова, и это же потом признали одним из главных достоинств живописца. А для самых маленьких посетителей предназначена компьютерная игра "Взятие снежного городка" - она находится в том же зале, что и картина-оригинал. Кстати, это единственное масштабное полотно Сурикова на неисторическую тему. Всего на выставке представлено более 120 произведений из собраний Русского музея, Третьяковской галереи, красноярского Музея-усадьбы Сурикова и Красноярского художественного музея, Московской духовной академии, Московской галереи Ильи Глазунова. Организовать перемещение такого большого количества ценных полотен и подготовить для них выставочное пространство, наиболее выгодно раскрывающее особенности творческой манеры Сурикова, удалось всего за шесть месяцев - в том числе благодаря финансовой поддержке генерального спонсора.
- Поддержка культуры для банка ВТБ является не только долгом, но и честью. В рамках программы ..Культурная страна.. мы сотрудничаем со многими музеями и другими учреждениями культуры. Русский музей как самое крупное собрание русского искусства в мире для нас всегда имел особое значение. Нас связывают партнерские отношения уже 21 год. За это время банк поддержал около 25 проектов, которые всегда проходили с большим успехом. Уверен, что новая выставка не станет исключением. В ней можно почерпнуть информацию об истории искусства и истории нашей страны, - говорит Юрий Левченко.
Стоит отметить, что меценаты сыграли важную роль и в жизни самого Василия Сурикова. В юности его талант заметил один из красноярских чиновников и нашел золотопромышленника, оплатившего обучение в Академии художеств. Позднее его работы покупали галеристы, в том числе Павел Третьяков, Русский музей и сам Николай II. "Эта картина ("Покорение Сибири Ермаком". - Прим. ред.) должна быть национальной и находиться в национальном музее", - заявил император и купил ее за 40 тысяч рублей - неслыханные по тем временам деньги.
Банк ВТБ планирует расширять поддержку Русского музея - в 2024 году планируется три больших совместных проекта. Как отметил Юрий Левченко, тематику событий определяет сам музей.
Комментарии