Сталинские хроники

На модерации Отложенный

Шифрограмма И. В. Сталина местным партийным организациям о «начале кулацкой операции».

2 июля 1937 г.

РГАСПИ. Ф.17. Оп.166. Д.575. Л.20-22. Подлинник, автограф Л. М. Кагановича.

Секретарям обкомов, крайкомов ЦК нацкомпартий

Замечено, что большая часть бывших кулаков и уголовников, высланных в одно время из разных областей в северные и сибирские районы, а потом по истечении срока вернувшихся в свои области, являются главными зачинщиками всякого рода антисоветских и диверсионных преступлений как в колхозах и совхозах, так и на транспорте и в некоторых отраслях промышленности.

ЦК ВКП(б) предлагает в сем секретарям областных и краевых организаций и всем областным, краевым и республиканским представителям НКВД взять на учет всех возвратившихся на родину кулаков и уголовников с тем, что бы наиболее враждебные из них были немедленно арестованы и были расстреляны в порядке административного ведения их дел через тройки, остальные менее активные, но все же враждебные элементы были бы переписаны и высланы в районы по указанию НКВД.

ЦК. ВКП (б) предлагает в пятидневный срок представить ЦК состав троек, а также количество подлежащих расстрелу, равно как и количество подлежащих высылке.

Секретарь ЦК Сталин

 

23-29 июня 1937 г. проходил пленум ЦК ВКП (б), одобривший арест более 30 членов и кандидатов в члены ЦК. На пленуме нарком внутренних дел Н.И. Ежов выступил с рассказом массовых антисоветских организациях среди спецпоселенцев из числа бывших кулаков в Западной Сибири.

28 июня 1937 г. по инициативе Н.И. Ежова, поддержанной И.В. Сталиным, Политбюро приняло постановление «О вскрытой в Западной Сибири» контрреволюционной повстанческой организации среди высланных кулаков». Согласно постановлению для ускоренного рассмотрения дел «повстанцев» создавалась «тройка» в составе начальника управления НКВД по Западной Сибири, секретаря крайкома и прокурора края. «Активисты» организации подлежали расстрелу.

2 июля 1937 г. Политбюро приняло постановление «Об антисоветских элементах», которое и было затем разослано от имени Сталина местным партийным руководителям. Объектом новой репрессивной операции стали бывшие кулаки и уголовники. Вскоре по инициативе И. В. Сталина категории лиц, подлежащих осуждению, были расширены за счет «церковников и приверженцев сект», представителей небольшевистских («антисоветских») партий, бывших белогвардейцев, репатриантов и т.д. Репрессированию подлежали потенциальные «антисоветские элементы», списки которых составлялись милицией и органами НКВД с 1920-х годов.

16-20 июля состоялось совещание руководителей НКВД из 46 республик, краев и областей, которое проводил Н.И. Ежов и его заместитель М.П. Фриновский. На совещании обсуждалась организация проведения операции против антисоветских элементов и приблизительные цифры «предполагаемого наличия «врагов народа» по краям и областям». Затем аналогичные совещания во второй половине июля собирались на местах для разработки деталей операции.

В реальности информация с мест о составе троек и «количестве подлежащих расстрелу» приходила к Сталину не в течение 5 дней, а вплоть до 29 июля.

В результате был подписан приказ НКВД №00477, одобренный Политбюро, с которого началась крупнейшая репрессивная операция «Большой террор».