Мальчик для битья, или «исследование» Леонида Млечина о 22 июня 1941-го

На модерации Отложенный

 

Когда на «5-м канале» все еще шла программа «Суд времени», многие представители российской демократической общественности прямо-таки негодовали, видя результаты проводившегося в студии голосования. Да и впрямь, для тех, кому хочется провести в стране еще один тур «десталинизации», такие результаты не сулили ничего хорошего.

Здесь стоит, пожалуй, привести небольшую цитату с известного ресурса lurkmore:

«Первый либерастический (он же 5-й федеральный) канал решил задним числом выписать приговоры всем коммуняцким вождям и заодно Совку в целом. В прокуроры набился бывший пламенный коммунист, а ныне не менее пламенный либерал Леонид Млечин. Судейскую мантию примерил ещё более пламенный борец за либеральную идею Николай Карлович Сванидзе. Для того чтобы суд был демократичным и рукопожатным, на роль защитника советских достижений и побеждений позвали мальчика для битья — Сергея Кургиняна, на тот момент весьма средненького аналитика. Предполагалось, что легко возбудимого мальчика без труда затроллят два интеллигентных небыдла.

Но случился фейл: аудитория канала внезапно оказалась состоящей из совков чуть менее, чем полностью. Какую бы позицию ни занимал Кургинян, телезрители всячески поддерживали его СМСками.»

Пытаясь объяснить эти столь неприятные для себя результаты, по итогам которых мальчиками для битья представали не Кургинян и его эксперты, а скорее «прокурор» и «судья», единомышленники Сванидзе и Млечина выдвинули всего только три версии:

1.      Россия, ты одурела! (с)

2.      Не тот менталитет народа, века рабства и т.д.

3.      Результаты голосования цинично подделаны сталинистами.

Что и говорить, новизной подобные объяснения не блещут, как, впрочем, и сама идея «десталинизации», которую, однако, так и не отменили.

 При этом, как ни странно, простая мысль о том, что для доказательства любой точки зрения на серьезные исторические вопросы надо обладать, во-первых, глубокими знаниями, а во-вторых, надо владеть логикой, анализом, то есть, попросту говоря, иметь мозги, а не «либерально-антисталинский» органчик вместо оных – так и не возникла ни в одной «демократической» голове, хотя и судья, и обвинитель на многочисленных телевизионных процессах не единожды продемонстрировали, что и в знаниях у них пробелы, и логикой они также не владеют.

Однако, как сравнительно недавно еще раз подтвердилось, еще более убогими выглядят мысли Леонида Млечина, когда они зафиксированы в статье, а не сказаны в ходе телепередачи. К 70-й годовщине нападения Германии на СССР этот журналист, а по образованию – профессиональный историк, опубликовал в «Новой газете» статью под названием «Сталин и Гитлер в сорок первом». Полностью ее можно прочесть по ссылке:

http://www.novayagazeta.ru/data/2011/066/02.html

Трудно понять редакцию «Новой газеты» – ведь публикация подобных материалов буквально дискредитирует само «либерально-мыслящее» крыло отечественной журналистики, к которому эта газета относится. Статья представляет собой редкостный в некотором роде материал. Обычно для того, чтобы оспорить какую-либо статью по истории Второй Мировой войны, приходится заглядывать в справочники, обращаться к архивным материалам, ворошить, так или иначе, множество источников.

Но Леонид Млечин любезно избавляет своих критиков от подобной работы – он опровергает себя сам, причем не единожды. Это не отменяет, конечно, необходимости отметить самые грубые фактические недочеты статьи, но и тут можно ограничиться самым поверхностным взглядом, ибо то, что написал Млечин, до такой степени нелепо, что не требует сколько-нибудь углубленной проверки.

Но довольно вступительной части, пора перейти к самой статье. Можно было бы начать с первого ее предложения, но, пожалуй, это даже и излишне, перейдем сразу ко второму:

«И по боевому составу, и по вооружению (количественно и качественно) Красная армия превосходила вермахт.»

Итак, качественно (в частности) Красная армия превосходила вермахт. Однако, если почитать статью пониже, то увидим следующий текст:

«катастрофические недостатки в состоянии советских Вооруженных сил:...слабую техническую подготовленность сухопутных и авиачастей»

И далее:

«Красноармейцы не имели автоматического оружия, только винтовки»

Автор почему-то не спрашивает сам у себя: если Красная Армия по вооружению «качественно превосходила вермахт», но в то же время у красноармейцев были только винтовки, что же тогда было на вооружении у солдат вермахта, технически уступающих бойцам Красной Армии? Неужто лук и стрелы? Если авиация и сухопутные части Красной Армии имели слабую техническую подготовленность, какова же была подготовленность вермахта? Автор не только не задает себе этого вопроса – нет, здесь он фактически уже утверждает, что Красная Армия технически уступала вермахту – то есть делает прямо противоположное собственному заявление.

Здесь не стоит даже вдаваться в детали по поводу того, например, что в те времена основным вооружением всех армий мира все еще оставались винтовки. Незнание этого факта – отнюдь не самая большая проблема Леонида Млечина. Его главная проблема в том, что, написав некую фразу, он тут же ее забывает – только так и можно объяснить такой «плюрализм мнений» в голове одного и того же автора одной и той же статьи.

Дальше этот потрясающий склеротический эффект проявляется с еще большей силой, однако вначале стоит отметить режущие глаз свидетельства дремучего невежества автора:

«Численность наступавших немецких войск составляла два миллиона человек.

»

Всякий, кто хоть сколько-нибудь интересовался историей Второй Мировой, поймет, какой нелепостью является это утверждение. А ведь есть книги, которые для профессионального историка Млечина просто стыдно не знать,  в частности,  труд Мюллера-Гиллебранда «Сухопутная армия Германии. 1933-1945 гг.», из которого совсем нетрудно почерпнуть настоящую численность вермахта вообще и группировки на западных границах СССР, в частности. Почитав этот труд, Леонид Млечин мог бы (как видно, не без удивления) узнать, что и вермахт количественно превосходил Красную Армию в 1941-м, и наступательная группировка на западных границах СССР также превосходила количественно обороняющиеся советские войска. И это – без учета армий гитлеровских сателлитов, про которые Млечин (что, впрочем, традиционно) «забыл».

 Дальше Леонид Млечин начинает, что называется, «срывать покровы»:

«Экономика той Германии была второразрядной. Как, скажем, сегодня экономика Ирана или Южно-Африканской Республики, вполне успешных, но далеко не передовых стран.»

Откровенно говоря, трудно даже предположить, что это – реальное невежество, или наглая ложь. «Второразрядная» экономика Германии первая в мире освоила крупносерийный выпуск баллистических ракет и реактивных самолетов. Оборудование заводов в Германии было одним из наиболее передовых во всем мире. Немецкие предприятия лидировали по многим важнейшим для развития технологий направлениям. Но для Млечина это все пустячки, и он спокойно продолжает дальше:

«Большинство солдат вермахта отправились на Вторую мировую войну пешком. Боеприпасы, снаряжение, армейское имущество перевозились в основном на лошадях. Так что не стоит считать, что вермахт создавался как современная, моторизованная сила для блицкрига. Германия просто не располагала такими возможностями.»

Тот факт, что в 1941-м вермахт был самой моторизованной армией в мире, тихонечко игнорируется. Красной Армии удалось встать в этом отношении на один уровень с вермахтом лишь во второй половине войны.

После этого в статье можно увидеть фразу, которая сама по себе могла бы поучаствовать в конкурсе на самый короткий анекдот:

«Германия оставалась аграрной страной» - бесподобно, само по себе не нуждается в комментариях. Однако уже следующее предложение убивает и вовсе наповал:

«Германия не могла прокормить себя». Как видно, приступ склероза на сей раз наступил еще скорее – для того, чтобы написать прямо противоположное по смыслу предложение, не понадобилось никакой паузы. Причем следующее проявление необычайно короткой памяти в отношении собственных слов наступает сразу же:

«Страна начала Вторую мировую войну, имея меньше девяти миллионов тонн зерна. Через год войны остался миллион.»

То есть миллион тонн зерна – это очень мало. Читаем дальше:

«Спасение пришло из Москвы. Осенью 1939 года Советский Союз обещал поставить Германии в течение года миллион метрических тонн фуражного зерна»

А вот тут уже миллион тонн – это ого-го, не «всего миллион», а «целый миллион». К тому же – фуражного зерна, пользы от которого для питания людей еще меньше, чем от «вискаса». 

Впрочем, изыскания Млечина на тему о том, как Сталин снабжал Гитлера «важнейшими товарам» малоинтересны. В целом это традиционное повторение (с неизбежным перевиранием конкретных величин) той версии, которую много раз озвучивали и до Млечина. Конечно же, тот факт, что в германском импорте 1939-1941 годов СССР занимал пятое место, заметно уступая таким сверхмощным экономическим державам, как Румыния, Дания, Голландия и Италия, Млечиным сообщен не был – ну нельзя же картину портить!

Говоря о результатах «зимней войны» и реакции в СССР на эти результаты, Млечин пишет:

«Если бы уроки были извлечены, многое удалось бы исправить до столкновения с Германией. Но Сталин повелел считать финскую кампанию победоносной».

Это пишет, повторюсь, профессиональный историк… Он не в курсе, что Наркомат обороны  и Генеральный штаб в результате финской кампании пережили масштабнейшую перетряску кадров, что Сталин снял с должности Ворошилова и Шапошникова (причем последнего – для того, чтобы продемонстрировать «зарубежью» свое недовольство войной с Финляндией), не в курсе, что в Красной Армии по окончании той войны началась организационная перестройка, которая не успела завершиться к 22.06.1941. Млечин не слышал ничего про форсирование выпуска ряда новых видов вооружения, про спешную ревизию тактических схем и оперативных планов, про совещание командного состава Красной Армии в декабре 1940-го…

Остаток статьи, связанный с пактом Молотова-Риббентропа, даже и рассматривать уже не хочется. Все слишком ярко продемонстрировано с самого начала. Вот таков уровень знаний у людей, которые затевают «десталинизацию». Они ничего не знают ни о чем, но особенно глубоко их невежество в той сфере, которой они профессионально  занимаются. Их интеллектуальный уровень таков, что они не в состоянии заметить прямого противоречия в собственных двух фразах, хотя бы и написанных по соседству.

После этого удивляться тому, что на передачах «Суд времени» мальчиком для битья стал именно Млечин, а вовсе не Кургинян, как задумывали авторы проекта, не приходится. Кургиняну, при всех его безусловных талантах, не приходилось особенно напрягаться. «Десталинизаторы» высекли себя сами – и продолжают это делать. Тот же Леонид Млечин, едва успев написать статью, на другой же день выступал на радио «Эхо Москвы» в качестве эксперта все по тем же вопросам начала войны. И вновь «блистал»…