Народонаселение России убывает

На модерации Отложенный

И остановить этот печальный процесс не удается в течение всех 30 лет рыночного хаоса.

Да и сильно ли старались руководители самой большой по территории страны остановить вымирание россиян?

«В этом году, как показывает Росстат, рождаемость в РФ уменьшилась на 2 с половиной процента, и может оказаться на самом низком уровне с начала 2000-го, – сообщила в своем докладе на парламентских слушаниях, посвященных проблемам демографической политики в РФ, думский вице-спикер Анна Кузнецова. – Прогноз ведомства: рождаемость в нашей стране продолжает снижаться и продолжит такую тенденцию до 2027 года. …К 2046 году население России, без учета новых регионов, составит, по расчетам Росстата, 138 миллионов человек, что на 7 с половиной процента меньше, чем сейчас. Доля пожилых людей увеличится с нынешних 24 до 27 процентов в 2046 году».

Наши политики много говорят о состоянии российской экономики, показателях ВВП, которые, вопреки санкциям, якобы растут не то на полпроцента, не то на полтора. Так и хочется им сказать: оставьте ненужные споры! Основным индикатором благополучия государства является рождаемость. В РФ впереди смертность, а рождаемость далеко позади…

А что в Европе? А. Кузнецова провела сравнение: рождаемость в странах Евросоюза находится на отметке 1,5–1,6 с учетом происходящих там интенсивных иммиграционных процессов. В РФ суммарный коэффициент рождаемости (СКР) неуклонно снижается и по итогам прошлого составил всего 1,42. «Это, к сожалению, ниже, чем даже те, которые мы называем простым коэффициентом воспроизводства», – резюмировала единоросска.

Хотя, считает один из ведущих российских демографов Анатолий Ивановича Антонов, у РФ есть репродуктивный потенциал населения, но реализуется он не более чем на 30 процентов. Почему? «По причине низкого уровня социокультурной потребности в детях». Не более 10 процентов семей не против многодетности, но высока доля супружеских пар, которые не спешат обзаводиться детьми или ограничиваются одним ребенком.

В обществе даже получила распространение идеология чайлдфри – жизни без детей. Опросы, проведенные в 2021-м, показали, что чайлдфри поддерживали 6 процентов россиян. В июле 2023-го опрос 9 тысяч респондентов в шести российских регионах показал, что уже 28 процентов стало больше тех, кто не собирается становиться родителями.

Оказывается, такая жизненная позиция людям насаждается в социальных сетях, в частности, «ВКонтакте», где сформировались целые группы, пропагандирующие чайлдфри.

Депутат от «ЕдРа» Эльвира Аиткулова сочла, что вредоносное поветрие надо запретить, и даже подготовила соответствующий законопроект. Но коллеги ее осадили, доказав, что запретом ничего не добиться.

На слушаниях, организованных думским комитетом по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства (так недавно переименован комитет по инициативе парламентариев, заметила председатель Нина Останина (КПРФ)) отмечалось, что общество, к сожалению, пронизано пороками, – помимо чайлдфри, есть сторонники ЛГБТ, есть желающие провести операции по смене пола, есть интерес к однополым бракам. Их, конечно, надо искоренять, но, по мнению выступавших на слушаниях, путем нормализации жизни граждан.

Появился президентский Указ от 9 ноября 2022 г. №809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Наступающий 2024 год будет Годом семьи. Всё это, как подчеркивают единороссы, работает на укрепление престижа семьи, в том числе многодетной, где трое и более детей.

Но рождаемость в РФ никак не растет. Медики, социологи считают, что «виноваты турбулентность времени, ковид».

Однако далеко не все с ними согласны. В выступлениях подчеркивалось: слов произносится много, а где дела?

Год прошел после выхода президентского указа о семейных ценностях, а плана его реализации до сих пор нет. План будет, заявила А. Кузнецова, как раз высказанные на слушаниях предложения станут основой будущего плана. Предстоит еще «найти механизмы, которые помогут преодолеть сложившуюся демографическую ситуацию».

По мнению вице-спикера, предстоит учесть интересную практику территорий. Например, «в Казани создали специальные институты, которые занимаются демографическими программами». Стране как раз нужны специалисты-демографы… Таких специалистов будут готовить в профильных вузах Министерства образования с учетом наработок, полученных на местах.

А основная цель слушаний, как отмечали Кузнецова, представители министерств, депутаты комитета-организатора, – подготовка комплексного законопроекта о демографии, который включал в себя меры по поддержки семей с детьми, особенно многодетных семей, молодых, студенческих.

Что бросилось в глаза во время дебатов о содержании будущего законопроекта, депутаты от партии власти, министерские чиновники старались обходить вопросы затратности. Говорили о различных пилотных проектах, о программах, неоднократно упоминалось о том, как много сделано правительством – и маткапитал, и социальные выплаты, и прочие виды поддержки семей, детей.

Упоминался фонд «Круг добра», созданный президентом для оплаты лечения детей с тяжелыми редкими заболеваниями.

Хотя каждый день на ТВ идут призывы к народу скидываться на лечение, операции страдающим детям. А что с фондом? Кого лечат за счет фонда?

Что касается поддержки семей в целом, так в стране уже появились положительные примеры, которые остальным надо брать на вооружение. Один из них – опыт Сахалина. Об острове, полюбившем детей и семей с детьми, не раз говорилось в Госдуме на круглых столах и слушаниях. И в этот раз Сахалин был на слуху.

Простая вещь: семьям нужно жилье, удобные квартиры. Но обычная ипотека для семей с детьми, прежде всего молодых, – неподъемное бремя. Что сделали на Сахалине? Позволили семьям с детьми обзавестись жильем. И это сразу же поднял уровень рождаемости.

Схема такая:

На первый ипотечный взнос молодые семьи в возрасте до 27 лет получают помощь из регионального бюджета. Появился первый ребенок – ставка по ипотеке снижается на 50 процентов. Рождается второе дитя – ставка снижается до 1 процента. Появляется третье – весь долг по ипотеке списывается.

Что мешает такой ипотечный расклад применить на федеральном уровне? И не надо изобретать никакие «пилоты» и прочие неэффективные мудрености.

Поддержали такое предложение депутаты от КПРФ, «СправРоссия», «Новые люди». Министерские чиновники и единороссы отмолчались. А что им сказать? Минфин денег не дает? Нина Останина (КПРФ) заметила: «В бюджете финансирование госпрограммы «Жилье молодой семье» снижается. Было 5 миллиардов, потом уменьшилось до 4,6 миллиарда, теперь остается 4 миллиарда… А молодой семье нужно социальное жилье. Но такой госпрограммы нет».

Но выступающие чиновники вместо лаконичной конкретики предпочитали барахтанье в цифрах и поисках вчерашнего дня. Так, руководитель департамента демографической политики Минтруда Андрей Галкин, рассказал, что «в условиях демографических рисков и текущих вызовов правительством ведется постоянная работа по наращиванию мер… поддержки семей с детьми». Какую меру имел в виду Галкин? Да, всё тот же материнский капитал. Мера хорошая, но она утрачивает эффективность из-за относительно небольшой суммы. Чтобы вернуть маткапиталу прежнюю значимость, его надо увеличить и подкрепить реальными возможностями для получения жилья. К сожалению, в планах Минтруда таких расходов не значится.

Боевито, как всегда, выступила доктор медицинских наук, ректор Высшей школы организации и управления здравоохранением Гузель Улумбекова:

Она дополнила статистические данные:

«За три последних года естественная убыль в нашей стране составила 2 с лишним миллиона человек. И показатель этот будет каждый год составлять, минимум, полмиллиона человек. Во всех субъектах РФ наблюдается убыль населения, кроме Северо-Кавказского федерального округа, но там другие традиции».

В чем причины? Главный фактор – социально-экономическое положение семей с детьми, это 45 процентов.

Г. Улумбекова представила таблицы из Росстата. Из них следует: в 2022 году не могли себе купить холодильник, телевизор почти 60 процентов семей с одним-двумя детьми, 65 процентов – семей с тремя детьми и 80 процентов семей – с одним родителем.

«В нашей стране только 3 процента семей могут купить автомобиль, квартиру и дачу. Средние доходы семей с детьми – 25 тысяч рублей. И если семья рожает второго ребенка, то это уменьшает ее доходы на четверть, а если рожает третьего – уменьшает на две трети».

Второй фактор – демографический. Начиная с 2011 года, по словам Улумбековой, число женщин активного детородного возраста, на которых приходится 80 процентов рождений, каждый год у нас сокращается в среднем на 400 тысяч человек. Надо беречь мужчин, их смертность в три раза выше, чем у женщин.

Да, реализуется немало мер для поддержки рождаемости, расходуется 1,8 процента ВВП, это 3 триллиона рублей. «Но страны, которые добились увеличения СКР с очень низкого уровня до 1,7, тратят 3 процента ВВП и даже больше».

Гузель Эрнстовна предложила меры:

– ввести доплаты семьям с детьми до семи лет в размере половины средней зарплаты по региону;

– удвоить материнский капитал при рождении второго ребенка, утроить – на каждого из последующих детей.

Улумбекова вспомнила советское время: «Я застала то время, когда всё было бесплатно: кружки, продленные группы, ясли. А это, по сегодняшним меркам, плюс 2 триллиона рублей расходов на детей».

По ее подсчетам, «если будем тратить 3 процента ВВП на семьи с детьми – рождаемость повысится». И указала, где взять деньги. «В нашей стране долларовых миллиардеров, сверхбогатых людей в три раза больше, чем в Китае. Во всех странах сверхбогатые люди 45 процентов своих доходов отдают в бюджет. Оттуда и надо взять 7 триллионов рублей, и получим 2 триллиона на рождаемость, на будущее нашей страны и 2 триллиона – на здравоохранение».

«Чтобы в нашей стране рождались дети, нужны дополнительные меры социально-экономической поддержки. Тогда мы не будем убывать…» – заявила Гузель Эрнстовна.

Ее слова – чистая правда. И ее предложения обязательно войдут в будущий всеобъемлющий закон по демографии.

Галина ПЛАТОВА