Двуполярного мира не будет

На модерации Отложенный  


Внимание значительной части экспертного сообщества на этой неделе было приковано к встрече в Сан-Франциско президента США Джо Байдена и председателя КНР Си Цзиньпина. Лидеры двух стран давно не встречались, а объём накопленных противоречий давно превысил эскалационный уровень. Хотя внешне это никак не проявляется, обе страны понимают риски выхода ситуации в зону открытой эскалации, но отношения двух стран напряжены донельзя, поскольку экономический восход Китая не просто лишает США звания мирового гегемона, а грозит обрушением американской экономики вплоть до распада страны.

К незначительным положительным итогам встречи можно отнести восстановление связи между военными, которая была нарушена по инициативе китайской стороны из-за сбития американцами китайских стратостатов и китайской базы на Кубе. Также Си и Байден договорились о расширении сотрудничества в области туризма и образования, о диалоге в сфере искусственного интеллекта, а также о борьбе Пекина с поставками прекурсов фентанила в США.

В остальных областях значительного прогресса в переговорах достигнуто не было. Видимо, этим можно объяснить тот срыв, который произошёл с Байденом после переговоров, чем он вызвал новый скандал, когда он снова назвал Си Цзиньпина диктатором. Очень знаковую реакцию госсекретаря Энтони Блинкена на эту эскападу своего шефа можно увидеть здесь. Знаковым можно также считать тот факт, что лидеры не сделали совместного заявления по итогам встречи.

Председатель Си сделал вид, что не заметил оскорблений уходящей «хромой утки» по-пекински, и провёл весьма позитивную встречу с представителями крупнейших ТНК Америки, на которую пришло порядка 300 человек. Кроме того, на саммите АТЭС представитель Пекина в жёстких тонах раскритиковал предложенные США новые торговые и инвестиционные принципы работы в регионе, которые явно не учитывают интересы КНР и пытаются создать вокруг страны торгово-экономическую блокаду.

К тем отрицательным итогам, которые перевешивают некоторую протокольную позитивную динамику прошедших в Сан-Франциско переговоров, можно отнести тему Тайваня.

Во-первых, Байден уведомил председателя КНР Си Цзиньпина на состоявшейся встрече о намерении Вашингтона продолжать поставки оружия этому китайскому региону, невзирая на протесты Пекина.

«Президент Байден очень ясно дал понять председателю Си, что мы не стремимся к конфликту, мы добиваемся мира и стабильности в Тайваньском проливе. Мы хотели и хотим именно этого, нет изменений в нашей политике «одного Китая», мы не поддерживаем независимость Тайваня, но мы продолжим в соответствии с американским законом об отношениях с Тайванем поставлять оборонительные средства Тайваню», – сказал представитель Белого дома.

Взаимоисключающие параграфы в одном предложении. Всё в американском стиле. То есть, американцы продолжат накачивать Тайвань своим оружием для того, чтобы он мог противостоять Китаю.

Во-вторых, хотя стороны и выразили уважение к избирательному процессу на Тайване в связи с предстоящими в январе президентскими выборами и заявили о своём невмешательстве, понятно, что слова это одно, а реальная политика – это совсем другое.

Сейчас по опросам на выборах президента страны лидируют сторонники воссоединения с Китаем. Это грозит США не только уходом Тайваня в зону китайской политической юрисдикции, но и потерей тех вооружений, которые были поставлены в страну за предыдущие десятилетия. А китайские оборонные научно-конструкторские институты хорошо с ними поработают. Другой сценарий – американцы будут вынуждены просто подорвать имеющуюся на вооружении Тайваня американскую технику. Что тоже может вызвать грандиозный скандал.

В любом случае, США не изменят своего поведения на мировой арене, а КНР будет стараться максимально расширить свой геополитический и экономический ареал влияния. Это чревато столкновением рано или поздно, вопрос только в той форме, в которой это произойдёт. Двуполярного мира не будет точно.

Автор — политолог, замдиректора Института РУССТРАТ, шеф-редактор информагентства REGNUM, руководитель интернет-проекта «Империя»