Мой "летный" опыт.
В начале 70-х я служил в Южной группе войск (ЮГВ) – она дислоцировалась целиком в Венгрии. В каком городе и какой части – неважно – пусть это будет Сегед, Сольнок, Кечкемет, Дебрецен…
Была у нас почетная и приятная даже обязанность – раз в год-полгода взводы разведки из разных элитных полков отправлялись на «отхожий промысел» - охранять военные аэродромы и авиабазы… Где эти аэродромы располагались – тоже неважно, кто знает – тот знает…
Когда я – еще солдатиком – впервые увидел посадку ночью боевого вертолета, то был в полном шоке и восторге… Впечатление такое, что на площадку садится космический корабль инопланетян: завис над землей (и почти надо мной), шарит мощными прожекторами по поверхности, а потом эта громада осторожно опускается… Фантастика! А я стою – раскрыв рот – с автоматом, и смотрю на это чудо…
Ну, когда я кое-где отучился и стал командиром – другие дела пошли… Наш взвод отправляли на месяц на авиабазу и там мы несли службу. Я – как «крупный командарм» - имел четкий график: 1 раз – дежурным на КПП, 1 раз – дежурным по кухне, 1 раз – «начкаром» (начальником караула). Между любым нарядом – сутки отдыха.
Дежурю как-то на КПП… Один мой солдатик спит (как и положено), другой – у «вертушки». Я – здесь же, курю в «положенном месте», весь из себя такой бравый, подтянутый, здоровый, и аж в портупее с пистолетом…
А надо сказать, что там было 2 круга охраны авиабазы. Внешнюю несли мы – «привлеченные» разведчики и взводы управления, а во внутреннюю мы и не совались – не нашего ума дело было… Поговаривали, что оттуда боевые самолеты-истребители на арабский Восток гоняли… Сами судите: через наше КПП заходит летчик на территорию… и исчезает! Сутки его нет, неделю нет… А потом через полгода его (зимой!) случайно видишь загорелого и поджарого… Плюс слухи…
Были и другие интересные моменты: приедет большая машина (Урал-375 или ЗИЛ-131 военные), а в них толпа ребят в непонятной тогда форме – в камуфляже без погон, кепи, бушлаты приталенные, множество карманов на куртках, штанах, все с разнообразным оружием и большими вещмешками… Старший их пропуск предъявит – мы пропускаем…
Честно сказать – писались от зависти! Хоть я и сам камуфляж порой таскал, но с ихним – не сравнить! Что у нас – армейской разведки? – маскомбезы образца 1941 года… А эти… Я догадывался, что эти ребята в Африку (вероятно) летали – очень уж «круто» были «упакованы»…
Ну вот, как бы покороче… В общем, «первое кольцо» охраны (где мы службу несли) - это был как бы «хозблок» - гостиница для офицеров, столовая, гаражи кое-какие, казармы «обслуги» (где и нас размещали), спортплощадки, плац, гауптвахта, склады и проч.
мелочь. На саму авиабазу нас не пускали, мы охрану по периметру несли. Всем этим хозяйством заведовал один дядька – подполковник, «зам. по тылу», он же – «по совместительству» - и «комендант» гарнизона… А комендант, по сути, это кто? Главный «полицмейстер». И вот этот подполковник-тыловик, утром на складах отгрузив пшено-сахар-тушенку-хлеб на кухню, идет во вверенном ему гарнизоне порядки наводить… Встретит солдатика с расстегнутым крючком на кителе – наряд или сутки ареста! Ремень «на яйцах»? Опять наказание! Небритый? Три наряда… и т.д.
Любил он у КПП тереться (через него же все идут – есть к кому придраться)… Один раз пожилого старшину – старика-фронтовика (такие еще служили) - на гауптвахту отправил только за то, что тот ремень и портупею не одел, а в руках нес.
И вот – я на КПП дежурю, а этот «пп-к» рядом трется… И идут со стороны аэродрома 2 летчика - офицеры, сразу видно, в летных кожаных куртках, но без знаков различия и вроде как в камуфляже… На вид молодые – в Сухопутных войсках такие в старлеях-капитанах ходили… Идут, разговаривают между собой и проходят мимо «коменданта» - ноль на него внимания…
А он им в спину строгим голосом: «Молодые люди! Старшим по званию честь надо отдавать!» (а сам уже кипит, предвкушая «расправу»)… Один из летчиков усмехнулся и сказал: «Вы правы, подполковник! Старшим надо честь отдавать!»… Стягивает с одного плеча кожаную куртку, а под ней – погон генерал-майора!
Этот «комендант» сразу врубился, что наехал на летчиков-«арабов», которые тогда Сирию и Египет обороняли от Израиля. Поговаривали, что им за каждый сбитый самолет противника или иное деяние по званию давали… Затрясся весь, в лице переменился: «Извините, товарища генерал…, ошибся, не знал Вас…»…
Летчик снова ухмыльнулся и с издевкой сказал: «Генералов надо знать в лицо!»… А второй добавил: «… И полковников тоже!...» Засмеялись оба и пошли дальше…
История эта вскоре стала широко в гарнизоне известна и все над «комендантом» смеялись: расскажи, мол, как ты генерала заставлял честь себе отдавать? Ну и солдатики довольны были…
Комментарии