Липкая, вязкая Украина

На модерации Отложенный

Автор: Олег Алексеев

 Заканчивается 2023 год, прошло уже без малого 2 года с начала СВО на Украине — настоящей войны с чудовищными жертвами и разрушениями, искалеченными судьбами простых людей, грандиозной миграцией населения, жестокостью, кровью и болью, а также с туманными её перспективами… Вообще, наверное, если бы до февраля прошлого года нам кто-то сказал, что Украина способна вести войну так долго и серьёзно, то его практически наверняка никто бы всерьёз не воспринял. Однако, как сказал в своё время президент той страны Л. Кучма, «мы имеем то, что имеем», и по ряду объективных и субъективных причин военное противостояние продолжается и по сейчас — с надеждой и горечью для многих из нас. Не будем вдаваться в подробности, как говорится, история всё расставит по своим местам. Однако будем помнить, что всякую историю пишут победители, а не проигравшие…

Как бы там ни было, в свете последних новостей с окраины нам, похоже, предоставляется шанс уже сейчас начинать действовать в определённом направлении. Если, конечно, мы видим себя будущими победителями, нанесшими врагу сокрушительное поражение. Увернуться от вызова и спрятать голову в песок под предлогом экономической или иной целесообразности, пожалуй, не получится. В этом случае в сознании обывателя продолжающаяся «странная война» достаточно скоро перейдёт в разряд обычного кровавого договорняка неопределёнными и мрачными перспективами уже для самой российской государственности. Уже в ближайшем будущем российской власти предстоит определиться в отношении признания или непризнания легитимным президента пока ещё формально суверенной Украины. Ответ на этот вопрос станет маркером намерений российских властей, показывающим решимость и способность окончательно решить затянувшийся украинский вопрос.

В марте 2024 года, если, конечно, не произойдёт чего-то экстраординарного на фронте и в мире (или лично с нынешним украинским президентом), Россия будет вынуждена дать конкретный ответ на этот вопрос. Ранее, в 2014 году, такого рода вопрос о легитимности украинской власти уже стоял. Но тогда Россия признала П. Порошенко законно избранным президентом, несмотря на творящиеся в стране беззакония, государственный переворот и вопиющие нарушения украинского конституционного законодательства, а также неприкрытую политическую подоплёку самих выборов, последствия которых, как признался впоследствии президент В. Путин, пришлось расхлёбывать спустя восемь лет.

И вот, как говорится, «не опять, а снова»! Ввиду недавней отмены Зеленским будущих президентских выборов, для нас опять открываются разные варианты: при условии выбора правильного, есть шанс избежать многочисленных ошибок, допущенных нами в прошлом.

Так, по Конституции Украины не предусматриваются выборы президента страны в три тура, что имело место при признании Россией президентом В. Ющенко в 2004 году.  Нет также должности и.о. президента Украины, на что Россия закрыла глаза в 2014 году при назначении А. Турчинова сразу после майдана, — должность, которую планирует все так же незаконно занять В. Зеленский в 2024 году, после истечения своих полномочий и не проводя выборы.

По действующему украинскому законодательству в случае неизбрания президента страны, его смерти или сложения с себя полномочий его функции исполняет председатель Верховной рады Украины до избрания нового. Сегодня эту должность исполняет Р. Стефанчук. Однако очевидно, что под предлогом продолжающихся военных действий и внешней угрозы киевский режим не планирует передавать власть в его руки, а хочет оставить её у В. Зеленского из-за переноса выборов. Однако курьезность такого решения как раз и состоит в том, что законных конституционных оснований для этого на настоящий момент не существует: юридически Украина не находится в состоянии войны. Да, военное положение есть, но формально страна имеет мирный статус и войну она никому до сих пор так и не объявила. А это значит, что после истечения срока законных президентских полномочий нынешний глава государства таковым считаться более уж не должен. Если образно изобразить будущую ситуацию с Зеленским, то можно представить себе картину, когда Золушка после того, как часы пробили полночь, покинула бал и снова оказалась в бедном платье, слуги стали крысами, а карета тыквой, но, несмотря на это, продолжила вести себя словно принцесса, а все вокруг на полном серьёзе предпочли не замечать никаких внешних изменений, резонно игнорируя саму необходимость примерять какую-то хрустальную туфельку.

Вот тут и возникнет вопрос: будет ли Россия одним из тех зрителей, которые подыгрывают спектакль, или поступит сообразуясь с реальностью сказки Шарля Перро? Ведь если принять реальность, то по закону вся киевская власть сразу станет незаконной, нормативно-правовые документы утратят силу, правоохранительные органы, прокуратура, СБУ и армия окажутся вне закона, а дальнейшее управление государством – фикцией. В целом это буде значить, что государство Украина с точки зрения закона перестаёт существовать как равноправный субъект международного права со всеми вытекающими отсюда последствиями. И тогда для Киева останется только один логически и юридически оправданный вариант —  объявление войны России, но для него это уже другая развилка на извилистой исторической дороге.