Американская Русь: как живут старообрядцы на Аляске

На модерации Отложенный

Эти люди приехали на Аляску более полувека назад — 60 семей старообрядцев из русской общины штата Орегон. Оглядели место, и оно им понравилось. Полуостров Кенай на южном побережье Аляски был весь покрыт тайгой и невысокими скалистыми горами. Вокруг никакого жилья, только шахтерский городок Хомер на берегу. Отступив от него 20 километров вглубь полуострова, первые поселенцы основали там общину-село. Назвали ее по-городскому и с прицелом на будущее — Николаевск. 

Ныне это самое крупное поселение старообрядцев на Аляске, хотя и проживает там не более 300 человек. Из них мало кто говорит по-русски, они живут в типичных американских домах, ездят на машинах, вовсю используют технику и обучают детей в американских школах. Что же в них осталось от старообрядческой Руси? Разве что колоритный внешний вид. В остальном это типичные американцы. Однако так было не всегда. И Американской Руси на Аляске, хоть она и осталась существовать в виде отдельных осколков-оазисов, еще есть чем удивить.

Гонимые

Старообрядцы на Аляске

Предки современных жителей Николаевска до революции мирно жили в Сибири и так бы там и оставались, если бы не гонения и угрозы арестов. Особенно сильно за них взялись в начале 20-х, когда советское государство стало воевать с православной церковью — забирать имущество, закрывать монастыри и храмы, арестовывать священнослужителей. Досталось и старообрядцам в Сибири. Многие из них покинули обжитые места и уехали в Китай. Обосновались в окрестностях Харбина и жили там до 1949 года. С приходом к власти коммунистов во главе с Мао Цзэдуном пришлось опять собирать вещи и сниматься с места. Только вот куда? Какой-то конкретной точки не было, вот и разъехались старообрядцы географическим веером по всему миру — в Турцию, Австралию, Северную и Южную Америку. Большинство тех, кто спустя 20 лет сформирует Николаевск, уехали в Бразилию, а оттуда в США.

Переселиться на Аляску им помог Толстовский фонд, в котором состояли известные русские люди — Александра Толстая (младшая дочь писателя), авиаконструктор Игорь Сикорский, композитор Сергей Рахманинов. Они выделили старообрядцам деньги на покупку земли на полуострове Кенай. Вот так и возник город Николаевск, названный так в честь Николая Чудотворца (а по старообрядской традиции — Николы).

Первые старообрядцы, вынужденные уехать из Сибири

Город хоть и медленно, но развивался. Жители расчистили себе место, построили дома (на первых порах классические рубленые избы), стали заниматься сельским хозяйством и рыболовством. Но со временем второе вытеснило первое. Оно и понятно — в условиях сурового северного климата выращивать что-то можно только в теплицах. А рыба — вот она. Забрасывай сети и лови. Тем более, что власти приравняли старообрядцев к коренному населению Аляски (алеутам, юпикам) и дали им повышенные квоты на рыболовство.

Раскол

Что касается образа жизни, то тут у старообрядцев все было традиционно. Естественные природные условия позволили им отгородиться от других населенных пунктов, а тесные связи с общинами по всей Америке не дали выродиться генетически. Но не все было так хорошо — монолитному единству веры однажды настал конец.

Церковь святого Николы в Николаевске

Тут стоит вынести небольшую ремарку. У старообрядцев нет и не было единства внутри веры. Традиционно религия разделялась на две большие ветви — поповцев и беспоповцев. Собственно, объяснять тут нет смысла, всё и так понятно из названия. Так вот, на Аляску приехали именно беспоповцы. И в 80-х годах в общине произошел раскол. 20% николаевцев стали поповцами. Случилось это не сразу и не вдруг, но разрыв окончательно оформился именно в середине восьмидесятых. Ломаной линией он прошел через семьи, делая врагами вчерашних единоверцев. Привело это к тому, что беспоповцы стали массово покидать Николаевск и основывать свои закрытые анклавы на юге полуострова.

Оставшееся меньшинство в Николаевске не смогло брать женихов и невест среди староверов не только Аляски, но и всей Америки, поскольку большинство общин в ней придерживаются беспоповского толка. От этого постепенно начались смешанные браки с этническими американцами, мексиканцами, индейцами и коренным населением Аляски. Вот так и стал Николаевск постепенно превращаться в типичный американский город, а точнее "кантри" — этническое поселение.

"Поповский" Николаевск

Николаевск на Аляске

Сейчас в Николаевске от "русскости" остался только внешний вид его жителей. Все мужчины, начиная с юношества, непременно отращивают окладистые бороды. А женщины надевают цветастые сарафаны до пят и носят на голове кичку (старинный женский головной убор), правда, сильно стилизованную и потерявшую часть самобытности.

Живут они в типичных американских домах, выстроенных по современным технологиям. Ездят на внедорожниках и выходят в море на мощных катерах. Женщины в основном работают (некоторые имеют свой бизнес), что идет вопреки традиционному семейному укладу староверов и домостроевской этике.

В городе остались еще старики, которые знают русский язык и могут на нем говорить, обильно перемежая речь американизмами. Но таких в Николаевске немного. Молодежь русского не знает. Еще 10 лет назад его преподавали в местной школе, но факультативно (2 часа в неделю). Теперь школьная программа особо не отличается от стандартной американской. 

Николаевцы в церкви

А что с богослужением? В небольшой церкви святого Николы оно велось на старославянском языке, но храмовые чтецы-юноши не имели представления о значении текстов, которые они просто учили наизусть. Такая ситуация сильно беспокоила местных священников — отца Николу Якунина и его сына диякона Василия Якунина. В конце концов в 2023 году старообрядческая община Николаевска присоединилась к Русской православной церкви заграницей на правах единоверия (простыми словами встроились в структуру РПЦ, сохранив при этом свои обряды). И теперь все богослужения в николаевской церкви проходят на английском языке, что привычно и понятно прихожанам.

Вот такой вот "кусочек древней Руси" на американской Аляске. Впрочем, для туристов тут всё устроено как надо. В городе есть сувенирная лавка и ресторан русской кухни, который содержит колоритная женщина по имени Нина, разговаривающая на хорошем русском языке. Что немудрено, так как она переехала в Николаевск из России в конце 90-х, выйдя тут замуж. Да и пофотографировать в городе тоже можно, но только в строго определенных местах и далеко не всех его жителей.

Нина — хозяйка магазинчика и ресторана

Беспоповские деревни

Складывается впечатление, что старообрядцы на Аляске успешно встроились в американскую действительность, слились с ней и тот образ жизни, который они ведут — это скорее дань традиции. Но нет. Есть на полуострове и действительно старообрядческие поселения, куда не так просто попасть, ибо чужаков там не любят и туристов не привечают. Это деревни беспоповцев, которые в конце прошлого века уехали из Николаевска. На полуострове Кенай их три — Вознесенка, Качемак-село и Раздольна. И вот там действительно "осколок русского мира" во всей красе. Дома с узнаваемыми резными ставенками и наличниками, крыльцо с обязательными балясинами. Мужчины с окладистыми бородами в длинных рубахах, подпоясанных простеньким пояском. Женщины в простых домотканых одеждах, а не в цветных "туристических" сарафанах и кокошниках.

А вот улыбки у них типично "американские"

Дети говорят по-русски — язык они изучают в школе. Программа обучения у них своеобразная — составлена под надзором общины. Например, из нее убран раздел про размножение высших млекопитающих, и эту часть биологии ученики изучают на примере растений и рыб.

Старики следят за молодежью и участвуют в решении их судеб — без родительского благословения брак невозможен. К "благам цивилизации" отношение довольно строгое, хоть и отличается от общины к общине. Например, в Качемак-селе интернет есть только у старосты — "по работе надо". 

Святые книги на полках

Кстати, о работе. Женщины у беспоповцев все сплошь домохозяйки, как и велят нормы домостроя. А вот мужчины зарабатывают на жизнь помимо рыболовства еще и строительными работами, объединяясь в артели и выполняя заказы в городе Хомере и окрестностях.  Натуральное хозяйство тут тоже никто не ведет. Держат разве что несколько коз, пару свиней и выводок гусей с курами. 

 И хоть общины беспоповцев и стараются по старинке отгородиться от общества, оно неуклонно проникает в их жизнь. А по-иному и быть не может. Электричество в поселки поставляется по проводам, больница находится в Хомере. Там же пожарная часть и полицейский участок, чей глава регулярно приезжает на подведомственные территории.  Живут старообрядцы по американским законам, чтут их и соблюдают. Тотальной закрытости общин нет и в помине, ведь в США жить полностью отгородившись от всех высоким забором, не получится — не та это страна и не тот менталитет.

Другое дело старообрядцы в Южной Америке. Вот там у них получилось создать почти обособленную коммуну с таким узнаваемым и ярким русским колоритом. Государство в их жизнь практически не вмешивается, поэтому "боливийская Русь" — это действительно Русь с большой буквы