Краткая история советской эстрады

На модерации Отложенный

 

Кого было неинтересно слушать в 60-е – 80-е, так это Толкунову, Кобзона, Льва Лещенко, Ведищеву, Магомаева, Полада Бюль-бюль Оглы, Эдиту Пьеху, за редким исключением – Пугачеву, Герман. К тому же списку относятся Ротару, Юрий Антонов, Ольга Воронец, Нани Брегвадзе, Людмила Сенчина, Мулерман, Кикабидзе, Сергей Захаров, Эдуард Хиль. Кумирами советской публики были Утесов и Марк Бернес, но, увы, об этих самовлюбленных особах с весьма скромными талантами говорить не хочу. Безразличны мне были и Людмила Зыкина, и Муслим Магомаев, которые недоучился в Италии бельканто, и Лидия Русланова с ее «Валенками» и страстью к побрякушкам.

Скучен был весь цвет советской эстрады, который, тем не менее, боготворило население старше сорока - пятидесяти.

Дело не только в том, что все их песни были… как бы это сказать – КПСС-овскими. Есть и патриотические песни, которые можно отнести к числу шедевров, напр., «Мне кажется порою, что солдаты…» на стихи Гамзатова.

Прослеживаются аналогии: те же патриотические песни писал и «свободный» Запад, напр., «You’re in the army now» 1981 года.

И кто сказал, что цензура и контроль обловили «узкие рамки» искусства? «Каждый пишет, как н слышит, как он дышит, не стараясь угодить», да? Как бы не так. Интеллигенция слишком высокого мнения о себе. Приведу пример.

В конце 60- в СССР вышла масса первосортных фильмов о чекистах: «Операция «Трест»», 1967, «Путь в Сатурн», 1967, «Ошибка резидента», 1968, «Мертвый сезон», 1968, «Щит и меч», 1968. Кроме того, вышел ряд вполне добротный фильмов о разведчиках: «Развязка», 1969, «Повесть о чекисте», 1969, «Разведчики», 1968, «Это было в разведке», 1968, «Один шанс из тысячи», 1968, «Когда дождь и ветер стучат в окно», 1967.

Конечно, фильмы о разведчиках выходили и раньше, например: «Их знали только в лицо»,

1966, «Как Вас теперь называть?» 1966, «По тонкому льду», 1966, «Циклон начнется ночью», 1966. Но их число несравнимо с всплеском 1967-1969 гг.

Почему так? А потому, что 10.5.1967 Ю. В. Андропов был назначен председателем КГБ СССР.

Как всегда в СССР, строительство объекта или создание произведения искусства приурочивались и подгонялись в определенной дате.

Так  что скучно с Эдуардом Хилем было не обязательно из-за патриотизма. Дело в другом. В том дело, что все эти утесовы, лещенко, ротару и пр. были светской буржуазией, сытой и бездушной.

 

Скучны были группа Стаса Намина, вокально-инструментальные ансамбли «Земляне», «Цветы», «Поющие гитары», «Голубые гитары», «Поющие сердца», «Ариэль», «Красные маки», «Самоцветы», «Лесные братья», «Ялла», «Веселые ребята», «Ласковый май», «Поющие сердца» и т.д., все те, кого боготворила советская молодежь.

 

… И за окнами звон

Не пьянит и не манит,

Лишь Иосиф Кобзон

На экране тиранит,

 

- писал в 1972 году, будучи в 9-м классе средней школы, ваш покорный слуга.

Отчасти можно было воспринимать украинских «Песняров» и белорусские «Верасы».

Например, «Метель-завируха»

 

Потому советскую эстраду с успехом вытесняла западная: Beatles, Teach in, Bee Gees, Pink Floyd, Rolling stones, Led zeppelin, Modern Talking, Deep purple, Queen и др. Например:

 

Creedence, Rod Stewart, Видел ли ты дождь https://youtu.be/JKES3yfnD9U

 

Boney M, River of Babylon  https://youtu.be/rpDj1UTIn4Y

 

Демис Руссос, Сувенир https://youtu.be/TkhrwoXAMBQ

 

Beatles, Penny Lane, https://youtu.be/QDXPTPo2oZU

 

Оркестр Поля Мориа, «Love is blue»

https://youtu.be/qEUJBQ1uI4M

 

(оркестр Поля Мориа

https://youtu.be/5eU5UhcZivI)

 

Хампердинк

https://youtu.be/orCiC9-p7yE?list=PLTAmBlWL_IQmdv_3uoyJ0O22Zxi7noQtZ

https://youtu.be/1rF3qQtNyzM?list=PLTAmBlWL_IQmdv_3uoyJ0O22Zxi7noQtZ

https://youtu.be/Qe_1B1P9Bw4

 

Joe Dassin - Et si tu n'existais pas (Audio)

https://yandex.ru/video/preview/10894457663761614675

 

Шарль Азнавур, «Вечная любовь», из кинофильма «Тегеран-43» https://youtu.be/m6E7i0x0HCM

С Мирей Матье: https://yandex.ru/video/preview/12126748265019818535

Можно добавить творчество Мирей Матье, Поля Робсона, Дина Рида и др., которые входили в фонотеку советского слушателя. Я бы привел в пример еще некоторые выступления ВИА АВВА https://yandex.ru/video/preview/14947177796282828531

но… ах, сладкая женщина… правда, если снять макияж, она несколько мужиковата, как и все жительницы Скандинавии… Но свобода, счастье, какие они респектабельные, ухоженные… Словом, мечта советской молодежи. Одно смешит: в видеоряде она и он в комнате – в белых костюмах. Такое было представление о Рио-де-Жанейро у Остапа Бендера из книжки Ильфа и Петрова «Золотой теленок»: «Все поголовно в белых штанах…»

Словом, ни забастовок, ни войн, ни тебе революций… Какая, к черту, классовая борьба, когда белые штаны!

Советские школьники с ума сходили от «Beatles» и заучивали: «Is there anybody going to listen to my story, all about the girl who came to stay… Oh, girl! Girl!» Или: «When I find myself I times of troubles / Mother Mary comes to Me / Speaking words of wisdom – let it be!»

Слава богу, до такой сумасшедшей экзальтации по «Beatles», как английские тинэйджеры, советские школьники не опускались.

 

Это лучшие образцы, а теперь – Элвис Пресли, это пьяненькое чудо в перьях

https://yandex.ru/video/preview/9047759408652660738

Такого добра на Западе было крайне много. И если кто думает, что Элтон Джон, Сергей Пенкин в пижаме на сцене или Майкл Джексон – это явления мировой культуры, то напрасно. Это явление всего лишь мировой моды.

Так или иначе, поклонниками западных ВИА были не только старшеклассники, но и рабочая молодежь, да и сами рабочие, не говоря уже о сфере обслуживания (торговле и др.). Хотя Хампердинка, Руссоса или Мориа не чуралась самая высокая советская интеллигенция.

 

Первой западными ансамблями увлеклась «золотая молодежь» (дети городских и областных чиновников, первых секретарей райкомов КПСС, главных технологов, главных инженеров заводов, ведущих артистов и т.п.), а также помешанные на Западе.

Конечно, во время университетских дискотек со студентами и студентками в вино-водочных парах всё перемешивалось: «Самоцветы» и ABBA, «Песняры» и «Queen», но.

 

В свою очередь западная эстрада в студенческой среде была вытеснена субкультурой бардовской песни: Окуджавы, Высоцкого, Бачурина. Например:

Дерева https://youtu.be/bpaoZ9nQdWs (но интереснее слушать в его собственном исполнении, к душе его ближе, вот здесь https://web.ligaudio.ru/mp3/%D0%B5%D0%B2%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20%D0%B1%D0%B0%D1%87%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%BD%20%22%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B0?ysclid=lompd616en332993251  )

 

Например, Высоцкий, «Вдоль обрыва» https://youtu.be/eqePKXjFbuo

 

Например, Окуджава, «После дождичка небеса просторны» https://youtu.be/eqePKXjFbuo

 

У Розенбаума есть 5-6 замечательных песен, но не хочу о нем говорить, уж больно быстро он перестроился. Когда в России смертность превысила рождаемость, он заявил на ТВ: «Жить стало лучше, жить стало веселее» (повторил слова Сталина).

Не хочу говорить и о Веронике Долиной, неожиданно впавшей в либерализм.

 

За этой ведущей тройкой – Суханов, Дольский, за ними можно назвать супругов Никитиных, Визбора, Башлачова. Например, не совсем бардовские:

 

Юрий Лоза https://youtu.be/TwgZDJdko5w

 

Клячкин, Псков, https://youtu.be/EYu6JUjgb9o

 

(Клячкин в перестройку уехал в Израиль, для этого изменил слова песни: «Лица их в морщинах, тяжкие тела их помни» - на «Неужели та с косой еще не ловит» - «Неужели нас с тобой еще не ловят» (т.е. не смерть, а КГБ). Переехав, критиковал израильскую систему, погиб при странных обстоятельствах).

 

К ним можно добавить Камбурову, Бичевскую, Понаровскую. Например:

Сон Стеньки Разина в исполнении Жанны Бичевской https://youtu.be/3Au_iJ0utXA

Бичевская, «Не слышно шуму городского»: https://ok.ru/video/525652658939?fromTime=40

Камбурова, «Как дело измены, как совесть тирана»

https://youtu.be/nNmoHwuQxqk

«В лунном сияньи»

https://youtu.be/MT5u5vW5g4Q

 

«Это было давно лет пятнадцать назад» (ныне исполняет Юлия Боголепова, на мой взгляд, лучше Камбуровой)

https://youtu.be/Zbf6PACk5J8

 

«Белой акации гроздья душистые» (ныне исполняет Смольянинова)

https://yandex.ru/video/preview/12149451217579118727

 

Студенческая элита (те, которые играли за сборные вуза по баскетболу и пр., которые были в комсомольской элите, которые участвовали в студенческих вёснах и т.д.), помимо бардовской песни, тяготела еще и музыке Хампердинка, Джо Дассена, оркестра Поля Мориа и др.

 

Гуманитарная и естественнонаучная интеллигенция игнорировала моду и слушала близкие к эстраде романсы, например, Глинки - «Ах, когда б я прежде знала», исполняет Зара Долуханова

https://youtu.be/HO0tb9TwnJ0

Елена Образцова молодая поет это, пожалуй, лучше, теплее, чуть темпераментнее. Увы, это старая пластинка, в интернете есть только запись Образцовой 1990 года.

Штоколов (лично мне нравится больше, чем Шаляпин):

https://youtu.be/5iyfH3L7xNk

 

К сожалению, не могу найти изумительное грузинское акапелльное четырехголосие 80-х (не «Ореро»!), но в качестве компенсации:

Сакартвелло

https://youtu.be/j67pdtzMIs8

Басиани

https://youtu.be/8lqxEi0d2Ko

 

Увы, бардовскую песню смыл океан самодеятельной песни (КСП), основой которой была идиотская туристическая песня. 

«… Пускай другие хлещут водку, дорога каждому своя, а мы надеемся на воду, в которой им не устоять! И руки винтом, ноги жгутом, пена как белый дым…»

 

В данном направлении отметился даже Высоцкий: «Лучше гор могут быть только горы…» Подобно тому, как сегодня интернет предоставляет свободу слова буквально всем, буквально с пеленок, то есть, по большей части, идиотам, так и КСП задавил своей массой и Бачурина с Окуджавой, и Долуханову со Штоколовым.

 

Когда в 90-е обрушилась экономика, последнее поколение советской интеллигенции стало тяготеть к тем советским песням, которые ранее не входили в их фонотеку, но входили в репертуар концертов для широкой публики, особенно на военную тему.

 

Георг Отц, «Сормовская лирическая» (Сормово – один из районов Нижнего Новгорода)

https://youtu.be/DulE30kQJCs

Рыбников, «Когда весна придет, не знаю»

https://youtu.be/ywuazwKZ19w

Родион Щедрин, «Не кочегары мы, не плотники»

https://youtu.be/wprTlXEwitQ

«В этой роще березовой», исполняет Тихонов, на стихи Заболоцкого: 

https://youtu.be/eoE5X_4fj7U

«Киев бомбили, нам объявили…»

https://yandex.ru/video/preview/12435136683726139783

https://ok.ru/video/1460639306204?fromTime=58

Поет Тихонов, фильм «На семи ветрах»

https://ok.ru/video/272191849882

«На всю оставшуюся жизнь»

https://youtu.be/3IGq6HN8LzM

«Прожектор шарит осторожно п пригорку»

https://yandex.ru/video/preview/12452376134817120613

https://ok.ru/video/1502580511107?fromTime=55

Шелковый платочек https://ok.ru/video/1029990582879

 

На вечеринках любимыми хоровыми песнями стали «Степь да степь кругом, путь далек лежит», «Там вдали за рекой загорались огни» и т.п.

 

На этом эстрада в России (да и в мире) закончилась. Ее конец ознаменовался приходом скачущего Леонтьева, Гнатюка («Танец на барабане», «Птица счастья» и др.), Киркорова, плоской Ларисы Долиной, Талькова с фигой памятнику Ленину, Газманова, Легкоступовой, Сукачева, «Гребня», сопливого Шатунова, «Макара» и пр. Осталась попса с дикими текстами и бездарность, которую пытаются возместить за счет электронных преобразователей звука. Один из многочисленных примеров: «Я знаю пароль, а вижу арентир» (подробнее см. мою статью «Арентир» https://newsland.com/post/7648960-arentir?ysclid=lopbkjv4vl965036522)

Одна из последних «вершин» западной эстрадной песни – знаменитая «феличита».

 

После XX съезда КПСС, осудившего культ личности Сталина, в СССР изобрели мазер, построили первые в мире АЭС и атомоход «Ленин», был создан ракетно-ядерный щит, Советский Союз стал ведущей космической державой. Для Советского Союза не составляло проблемы послать к Луне космический корабль, который бы оставил на ее поверхности автоматическую станцию. Сегодня от Окуджавы и Бачурина остался лунный модуль, который разбился вдребезги о поверхность Луны.

 

Борис Ихлов, 7.11.2023