Клюнул жареный петух: Минсельхоз задумался об импортозамещении в птицеводстве слишком поздно

На модерации Отложенный

Цены на куриное мясо резко выросли. Стоимость некогда самого доступного, а потому самого востребованного продукта уже почти перешагнула психологический барьер в 500 рублей за кило куриного филе. Высшее руководство требует разобраться, и в Минсельхозе обещают принять меры. Но на самом деле действенных экономических рычагов по снижению цен на мясо птицы у правительства сегодня нет.

За минувший год курятина и яйца прибавили в цене 25,3% и 24% соответственно, подсчитали в Минсельхозе. При этом дефицита продукции на рынке явно не наблюдается – по объёмам производства Россия занимает пятое место в мире.

На этом фоне предложения Минсельхоза по ограничению экспорта курятины за рубеж выглядят странно. Объёмы экспорта хотя и значительны, но едва ли оказывают критическое влияние на состояние внутреннего рынка. Среди основных потребителей продукции российских птицеводов значится Китай, закупивший за январь – июль текущего года около 78 тыс. тонн, Саудовская Аравия, куда было отправлено более 30 тыс. тонн, а также Азербайджан, Вьетнам и Узбекистан, объёмы экспорта в которые составили около 6 тыс. тонн в каждую страну. Кроме того, в тот же Китай Россия экспортирует в основном субпродукты – лапки и части крыльев. Как ограничения на вывоз этой продукции повлияют на цены на внутреннем рынке, не очень понятно. Да и стоит ли терять выгодные экспортные рынки, где отечественным производителям удалось занять свою нишу.

«Для снижения цен необходимо создавать условия для инвестиций и увеличения объёмов производства птицы, а не вводить ограничения экспорта», – считает президент Agrifood Strategies Альберт Давлеев. Однако создавать условия сложно. В 2020 году в России случилось перепроизводство курятины, отчего её стоимость упала, как и доходы птицеводческих предприятий. В итоге многие производства были вынуждены закрыться. Участники рынка тогда отмечали, что некоторые из них вполне можно было бы сохранить, если бы птицеводам помогли госсубсидиями. Однако этого не произошло.

«Главная причина ликвидации аграрных производителей – политика регионального минагропрома, продвигающего тезис о том, что легче всё привезти, чем производить», – заявлял тогда председатель Архангельского регионального отделения Союза садоводов России Михаил Силантьев.

Сейчас в Минсельхозе заявляют о том, что экономических предпосылок для роста цен нет. Если рассматривать рынок курятины отдельно, то это так и есть. Однако если посмотреть на ситуацию шире, то окажется, что все предпосылки как раз налицо. По оценкам Национального союза птицеводов, доля импортных компонентов в производстве сегодня составляет около 30%. Производители критически зависят от импортных вакцин, ветпрепаратов, кормовых добавок и генетического материала. А поставщиками племенного материала и суточного молодняка прародительских и родительских видов кроссов бройлеров являются две крупные транснациональные корпорации – Aviagen Brands и Cobb-Vantress. Таким образом, падение курса рубля прямо сказывается на ценах.

По идее, в Минсельхозе должны были об этом подумать ещё много лет назад. Однако об импортозамещении в птицеводстве задумались только в 2017 году, а первый отечественный селекционный центр полного цикла «Смена-9» открылся всего несколько недель назад. Даже по оптимистичным оценкам Минсельхоза, «Смена-9» сможет закрыть только 25% потребностей рынка в кроссах. Да и будет ли продукция оте­чественных селекционеров дешевле импортной, пока не очень понятно. Цены на кросс «Смена-9», по словам фермеров, сегодня оказываются выше, чем у западных конкурентов.

О том, что зависимость от импорта в отрасли критическая, птицеводы предупреждали ещё задолго до наступления кризисных времён. «Как раз в 2019 году предупреждали, что такая зависимость от нескольких поставщиков может серьёзно аукнуться», – отмечает гендиректор Национального союза птицеводов Сергей Лахтюхов. Но в Минсельхозе, похоже, предпочитали на эти проблемы закрывать глаза. Вот и сегодня ценовой пожар на рынке будут тушить ограничением экспорта куриных лапок в Китай, заодно ограничивая доходы экспортёров и теряя рынок.

Татьяна Нижегородская