Стратегия победы

На модерации Отложенный

Живя в нескончаемой череде террора и военных действий, на что мы рассчитываем? Есть ли у нас реальная стратегия выхода из войны? Или мы собираемся воевать без конца?

Мир становится в Израиле таким же бранным словом, как единство или поручительство. Даже левый лагерь стесняется говорить о мире в полный голос. Мы уже ясно видим: чего-чего, а мира здесь не предвидится. Возможно, когда-нибудь, через несколько десятков лет нашим детям или внукам повезет и их вдруг оставят в покое? Нет, не оставят. Вся наша история – тому свидетельство.

Вообще, ничего не происходит вдруг. Все имеет свои причины и следствия. Но мы отказываемся смотреть фактам в глаза и придерживаемся трех стратегий, в конечном счете одинаково надуманных и провальных.

1. Удержаться здесь силой оружия. Это временное решение. Мир все равно сильнее, и когда он по-настоящему захочет – изгонит нас отсюда, как делал это уже не раз. Все наши победы сведет на нет одно поражение.

2. Задобрить мир «мирными соглашениями» с врагами и уступками террористам. Этим мы окончательно развяжем им руки и все равно останемся виноваты во всем. Когда мы спросим: «За что теперь-то?», — нам ответят: «Само ваше присутствие здесь дестабилизирует ситуацию». С этим значительная часть нашего народа согласна уже сейчас. Такая стратегия ведет к демонтажу Израиля.

3. Достичь мира силой молитвы. Эта стратегия, в принципе, не привязана к Израилю. Молиться можно где угодно, а виноватыми всегда останутся те, кто не молится.

Такова наша реальность: страна разделена на лагеря, и у каждого только часть правды. Сила, добрая воля и вера, отчасти перемешиваясь, сталкиваются друг с другом в слепой одержимости, разрывают нас на части, и мы никак не можем разглядеть, что на самом деле это части целого.

Курсом слепцов

Мир на иврите (שלום) – это совершенство (שלמות), восполнение (השלמה). Совершенство отношений между людьми, взаимное восполнение различий и противоречий. Закладывая основы народа Израиля, Авраам учил своих последователей тому, что подлинный мир требует сближения сердец, устремленных в едином намерении к общей высокой цели. Без этого Израилю не поможет ни армия, ни идеология, ни вера.

Наша сила всегда крылась в сердцах, сливающихся в одно общее сердце. Этим мы кардинально отличаемся от других народов: они могут жить как велит им их природа, их характер – а мы не можем без единства. Ведь мы собраны «с миру по нитке» – из всех племен древней Ойкумены. И в основе нашей изначально заложен принцип взаимоотдачи, та самая «любовь к ближним».

Сегодня у нас все наоборот. Мы готовы сражаться с кем угодно, продаться кому угодно, молиться сколько угодно – лишь бы не затронуть, не потревожить свой гнилой эгоизм, который оболванивает нас вот уже тысячи лет. Он наш главный враг. Он не дает нам прийти к миру – прежде всего к миру между нами, а потом и со всем человечеством. Он разделяет и властвует, он натравляет нас друг на друга и использует, тиражирует взаимную ненависть, чтобы натравлять на нас мир.

Но мы упрямо отворачиваемся от правды, предпочитая ей предательскую иллюзию правоты. Ох уж эта правота слепых, идущих на убой! Она всегда заводила нас в кровавые тупики истории. «Нет мира нечестивцам», – сказано нам тысячи лет назад. Сколько бы мы ни воевали с внешними врагами, в итоге нам все равно придется сразиться с внутренним врагом, с взаимным отторжением, с эгоизмом, прячущимся под покровами идеологий, здравомыслия, веры, безразличия… Он всему виной. Нам нужна не победа над миром, а победа над собой.

Беда еврейского народа в том, что он не видит своих корней. В результате, стремясь к покою и благополучию, мы ищем совсем не там. Решение всех наших проблем лежит между нами. Наша подлинная стратегия достижения мира – это единство. Оно восполнит все изъяны, поднимет нас над грызней и позволит стать «светом для народов» – примером добрых человеческих отношений.

Тогда нам больше не придется вести войну на внешних фронтах – достаточно будет сосредоточиться на внутреннем фронте, на единении поверх раздора.

А до тех пор мы для всех инопланетяне, чужеродный элемент в организме человечества, постоянно вызывающий выработку антител. И пока мы не возьмем на себя свою исконную функцию миротворцев, нам нигде не будет покоя.

Подъем к миру

Очевидная вещь: если у одного маленького народа столько врагов на протяжении тысячелетий, значит что-то с ним не так. Но что? Пытаясь заполнить этот пробел, историки приводят объяснения по конкретным ситуациям, однако все их объяснения ущербны, потому что в противоположных ситуациях нас ненавидели не меньше.

Одно не вызывает сомнений: мы не как все. В нас коренится нечто особое, негасимое, непостижимое даже для нас самих. Исторический путь евреев сочли бы невозможным, если бы он оставался лишь пророчеством. Так невозможно жить, так невозможно выживать.

Тысячи лет отчаянной борьбы за единство, за свое духовное наследие, потом разгром и тысячи лет изгнания в отрыве от основ.

За это время нам удалось замкнуться в одеревеневших традициях до полного беспамятства и в то же время вырваться в мир и выйти в нем на первые роли. Сквозь непрерывный поток «антител» мы пробились в современность и получили свой шанс на возрождение.

Что же с нами не так? Какая роль нам отведена? Какую судьбу мы отвергаем своими галутными разборками? Не разобравшись в этом, мы ничего не добьемся. И не видать нам доброго будущего, если мы не ответим себе на этот вопрос.

А чтобы ответить на него, надо открыть глаза и сердце. Ведь ответ не уместится в клиповом восприятии. Он проистекает из корня мироздания. Он универсален и адресован каждому.

У мира есть вектор развития. Природа создала человека и ведет его к совершенству из противоположных состояний. Как плод поначалу горек и жалок, так и человек поначалу эгоистичен и ничтожен в своем себялюбии.

Все правильно. Так и должно быть. Только из ненависти можно прийти к любви, из самонаслаждения – к отдаче, из взаимоотторжения – к взаимовосполнению. Сначала необходимо прочувствовать одну сторону, один полюс – чтобы потом на контрасте тьмы и света, на борьбе начал подняться к совершенству, к единству противоположностей. Только вместе, когда мы раскрываем их в себе и поднимаемся над ними, они складываются в единое целое, в общее поле любви и отдачи.

Еврейский народ вобрал в себя корни народов мира, и именно он способен правильно соединить их в себе на пользу всем. Соединение противоположностей, подъем над однобокой ложью к полноценной истине, к миру – это как раз наше. Ведь мы замешаны на взрыве противоречий, случившемся во времена Нимрода, когда ненависть восторжествовала в людях и вызвала экспансию древней цивилизации из вавилонской колыбели. Именно тогда Авраам собрал учеников и объяснил им, как восполнять ненависть позитивом, поднимаясь к более высокой ступени, на которой царит мир противоположностей.

Группа Авраама назвала себя «Исраэль», что значит «прямо наверх», к единству. Так был задан параллельный путь развития, чтобы в другую эпоху среди нас, потомков той группы, эта методика реализовалась в своем современном виде и послужила всем.

Исраэль – не просто народ, это опора и надежда мира, уже глобализированного, но не знающего, как жить в условиях всеобщей взаимосвязи. Если же мы не готовы к своей роли, то надежда превращается в беспросветность, в проклятие. И за это нас ненавидят, что бы мы ни делали и что бы ни говорили.

В действительности нас ненавидят за то, что мы сами ненавидим себя, отвергаем свое предназначение.

Мир, а не перемирие

Мы даем своим военным операциям красивые, порой библейские названия: «Облачный столп», «Нерушимая скала», «Страж стен»… Кого мы обманываем? Нет ни скалы, ни стен, ни стража. Разве мы стоим на своем, исконном? Нет, мы стоим на наследии изгнания и на образе жизни, который ничего общего не имеет с жизнью крепкой, нерушимой семьи, в которой все отвечают друг за друга, в которой все как один. Нет народа Израиля, живущего на своей земле – на своем подлинном наследии, на устремлении к единству.

И потому любая наша стратегия провальна, неосуществима. По сути, мы довольствуемся тактикой, маневрированием, оттяжкой неизбежного. Какой там мир, мы и за перемирие готовы платить деньги! Глава Оперативного управления ЦАХАЛа посчитал бы успехом пять лет затишья после нынешней операции в Газе. Тактика, и никакой стратегии.

Можно обвинять политиков, но они – зеркало народа, яркий пример его разобщения. Некоторые из них толкают нас к быстрому краху, другие пытаются выиграть время, но реального решения у них нет. У нас нет. Потому что мы не желаем его признать. Нам милее наша частная правота, чем общее спасение.

А тем временем ракеты летят, бомбы складируются в бункеры, и деньги на них не иссякнут никогда. В следующем раунде мы, вероятно, будем сбивать их лазерами, самодовольно бахвалясь на прицеле у мира и не замечая его тяжелого взгляда. Европа и обамовский истеблишмент уже давно говорят с нами иранскими устами, но мы не слушаем. Четыре года Трампа потеряны даром, мы ни о чем не задумались, ничего не сделали.

В своем нынешнем виде мы неугодны всем. Если это не очевидно сейчас, то в дальнейшем мои описания будущего еще покажутся чересчур мягкими.

Поймите, я хочу не запугать, а предупредить, предотвратить это. Помимо тактики, нам необходима действенная стратегия – и она у нас есть. Мы можем все изменить к лучшему. Можем уже сегодня приступить к методическому, систематичному, планомерному оздоровлению общества, к единению людей не под идейными и политическими принципами, которые на самом деле только разделяют и ослабляют нас, а под общим намерением, достаточно высоким и неоспоримым, чтобы охватить всех.

Эта смена вектора станет решающей. Устраняя ненависть в себе, мы устраним причину ненависти к нам. Поднимаясь к единству, мы позовем за собой остальных, и на это они откликнутся иначе. Ведь это именно то, что нужно всем, – пример совместного решения проблем не в ущерб друг другу.

Такова исконная, аутентичная стратегия народа Израиля. Только ею он силен, только с ней он народ. Только в ней он найдет мир.