Анализ романа «КАК ЗАКАЛЯЛАСЬ СТАЛЬ» от Михаила Веллера
На модерации
Отложенный
– Что касается закалки стали, то мозги нам действительно сумели закалить до чугунного состояния, чего нельзя сказать о нервах.
– Бедный парень: искренне верил в то, за что дрался, герой идеи, жизнь положил, слепым трупом на койке – писал! боролся! и не хуже других. Конечно, с литературной точки зрения ничего это из себя не представляет...
– Да? так вы что, не слышали, что на самом деле писала это за него бригада профессионалов? совершенно известная история. Он действительно пытался... а нужно было создать легенду, знамя, ударную книгу сталинской молодежи.
– Слушайте, я в литературе не сильно волоку, но один случай там интересный; примечательный. Про узкоколейку. Все помнят, да: строили, метель, зима, дрова возить, голод, герои?
Так вот. Я как-то на шабашке строил с бригадой узкоколейку в леспромхозе. Валим просеку, обсучковка, режем стволы на шпалы и укладываем, потом рельсы накладываем и пришиваем. По десять часов, в заболоченной тайге, гнус жрет, – пахота. И за месяц вдевятером сделали километр. Тяжело; спали спокойно, жрали каши-макароны – от пуза.
И вот в выходной как-то я вспомнил – и задумался: а сколько же они там километров-то сделали, в «Стали»? Интересно...
Прилетел домой – схватил книжку с полки.
Изумительная вещь обнаружилась! Я там такого вычитал – семьдесят лет назад бедные комсомольцы сами не подозревали! Явная диверсия была устроена – и до сих пор не раскрыта!!!
Ну, что городские власти в ноябре обнаружили, что скоро будет зима, а дров нет – это по нашему, по-советски; это уже неплохо.
Сколько послали комсомольцев? – Триста.
Сколько верст надо построить? – Шесть.
Кто проходил в первом классе арифметику? Сколько будет разделить триста комсомольцев на шесть верст? – Будет один комсомолец на двадцать метров. Двадцать метров!
Объясняю, что такое двадцать метров. Это двадцать пять шпал и три звена рельсов (они шестиметровые). Шпала-кругляк под узкоколейку весит килограмм двадцать пять. Рельс тогда под узкоколейку шел практически весь ТИП-18 или ТИП-22 – это восемнадцать или двадцать два килограмма на погонный метр, а весь рельс, стало быть, сто десять – сто тридцать кило. И вот эти двадцать пять шпал и шесть рельсов на человека они и делали геройски бесконечные недели!! эпопея!! причем шпалы лежали уже готовые, только подноси и клади! да мы им эту вонючую дорогу вдевятером за месяц сделали бы!
Организация – сверхбездарная! куча народу без толку. Делись на три смены в круглосуточную, доставай любые тележки возить шпалы и рельсы вдоль трассы, – да там на два дня максимум работы для такой оравы!
А самое главное – на кой черт они долбили в мерзлой твердой земле ямки под шпалы??!!
Какой идиот, какой саботажник им это велел?! Рабочая ветка на пару месяцев, скорость на ней не нужна, – на фига копать?! кладут прямо на землю! все, всегда, везде!!
Да – холодно-голодно-бандиты. Конечно. Так не два дня, а шесть: четыре шпалы и одна рельса в день. Норма дистрофика с нарушением координации. Да нет – просто смехотворно.
Апофеоз идиотизма. Прообраз наших строек. Боже мой!
Закалка стали? Молотом по яйцам это, а не закалка стали!
Михаил Веллер.
Комментарии
А еще спали в сарае, промерзшем настолько, что волосы примерзали к полу. Ага. Это в лесу, где куча дров. Костер развести для обогрева видимо не судьба была. "Ну тупы-ы-ые!" М. Задорнов.
Веллер как всегда молодец.
"Веллер вообще по преимуществу хорош острым чувством брезгливости, которое он к себе вызывает."
Григорий Ревзин
....и о нём почти в его стиле:
"Михаил Иосифович Веллер (ивр. מיכאל א ולר, родился 20.05.1948, умер таки жив, шоб он был себе здоров, холера) — современный бумажный буквописатель-классик, кидун микрофонов руками в одну сторону и кружек в другую, словоговоритель из телевизора и радио, где учит жизни между рекламными блоками средств от импотенции, гимном Советского Союза и новостями про перевыполнение плана. Нелюбим поцреотами и школьниками, а потому любим небыдлом (или наоборот). Обладатель ЧСВ более чем 9000. Отличается невероятной писучестью. Кроме того, он знает, как устроен мир. Так-то!"
Александр Козин, Я запрашивал досье на Веллера?
Олег Модестов,
А что, кто-то запрашивал тебя вывалить здесь дерьмо из под шВеллера?
Александр Козин, Я ничего не запрашивал, стукачок профессиональный. О романе "Как закалялась сталь" речь идет.