Свистящий пар: Конфликт на Ближнем Востоке: - много слов, но мало действий

На модерации Отложенный

Старый Свет споткнулся о Ближний Восток, и реальность в нём стала двоиться. Европейские лидеры почти в унисон заявляют о безоговорочной поддержке Израиля, а на улицах европейских столиц стотысячные толпы митингуют за Палестину. Такого, пожалуй, ещё не было.

Антиизраильские протесты в Европе пока большей частью мирные. Зато может произойти другое: в протестном движении сформируются новые лидеры, и не факт, что это будут только арабские мусульмане. Но и этих будет немало


«Улицы Лондона захватили 100 тыс. человек, протестующих против евреев! – с некоторой истерикой открывает для себя новую реальность британский писатель Стивен Поллард.Они вышли на марш потому, что считают: ХАМАС не зашёл достаточно далеко. 100 тыс. человек, которые хотят избавиться от меня и моих собратьев-евреев!» «Если вы не можете уловить динамику истории, у вас серьёзная проблема, – как бы подаёт Полларду стакан холодной воды его американский коллега Нассим Талеб, тот самый, кто придумал теорию «чёрных лебедей» – трудно предсказуемых, но внезапно случающихся событий. – Наземное вторжение Израиля в Газу ещё не началось, но 100 тыс. человек в знак протеста уже прошли маршем в Лондоне». А если вторжение начнётся, обойдётся ли дело одними протестными выступлениями? Или в Европе полыхнёт, как на Ближнем Востоке?

Европа как Ближний Восток

Массовые антиизраильские протесты проходят не только в Лондоне – по всей Европе. Заокеанское издание Politico пишет, что улицы Берлина «превратились в ещё один фронт между Израилем и ХАМАС». Очень странный он, этот «ещё один фронт». Нет здесь «старых европейцев», которые за Израиль, по одну сторону противостояния, и понаехавших мусульман, поддерживающих Палестину, – по другую. На антиизраильских митингах полным-полно немцев, французов и англичан. Водораздел скорее между властями, однозначно решившими, кто им друг, а кто враг в палестино-израильском конфликте, и народом, не согласным с властями и отстаивающим своё мнение. И не факт, кстати, что власть – в большинстве.

Возмущение Стивена Полларда стотысячными протестными толпами в поддержку не тех, кого надо поддерживать, легко объяснить. Десятилетиями общественное мнение в Европе формировалось вокруг незыблемой максимы, что Израиль всегда и во всём прав. Мигранты из мусульманских стран этого не оспаривали, принимая европейский уклад вместе с идущим в нагрузку к нему произраильским дискурсом. Однако с накоплением в Европе критической массы понаехавших с Ближнего Востока менялось и отношение к безоговорочной поддержке Израиля – она явно перестала устраивать изменившееся общество. Но этого вовремя не разглядели – теперь изумляются. А некоторые испугались.

Нечего пугаться – антиизраильские протесты в Европе пока большей частью мирные. Черноглазые парижане не в счёт, у французов теперь своя, особая, политическая культура, неотделимая от поджогов автомобилей и разбитых витрин. Но «стенка на стенку» – это вряд ли. Зато может произойти другое: в протестном движении сформируются новые лидеры, и не факт, что это будут только арабские мусульмане. Но и этих будет немало. А если на следующих выборах за них проголосует протестная улица – те самые лондонские и берлинские 100 тыс. «захватчиков» (пользуясь терминологией Полларда)? Вот тут-то и может начаться настоящее раздвоение Европы. И эти самые новые политики, вынесенные волной протестных выступлений, не будут похожи на «соглашателей»-предшественников типа Риши Сунака. Уже сегодня Европа становится Ближним Востоком с, условно говоря, «израильтянами» – белым коренным населением и «палестинцами» – мигрантами из мусульманских стран. Но если случится поляризация – вместо культурного поглощения, как это работало раньше, будет как нынче на Ближнем Востоке. Лояльных индусов и пакистанцев в Британии сменят намного более радикальные элементы, и будет занятно последить за тем, как индо-пакистанские консерваторы бьются за власть с палестино-сирийскими (условно) лейбористами.

Впрочем, это самый радикальный вариант развития событий. Пока что пар явно уходит в свисток – антиизраильские шествия большей частью мирные. Максимум – сорвут откуда-нибудь флаг Израиля, вывешенный властями в знак поддержки, и заменят его палестинским. И это объяснимо: большинство мусульман бегут в Европу не ради того, чтобы обрести там те страны, откуда они сбежали в поисках лучшего будущего.

Двоится у НАТО, Еврокомиссии и Турции

События на Ближнем Востоке «раздвоили» не только улицу. Ропот слышится и в Брюсселе. Порядка восьми сотен сотрудников Еврокомиссии подписали «письмо протеста» против «демонстрации неоправданной предвзятости» начальницы – Урсулы фон дер Ляйен. «Последней каплей стала её речь в Институте Хадсона, когда она поставила на первое место право Израиля на самооборону и пренебрегла упоминанием решения о создании двух государств, которое является ключевым в позиции европейских стран». Письмо вышло хоть и беззубым, но Урсулу тем не менее заметно одёрнули. Politico, сообщая об этой истории, пишет, что глава Еврокомиссии «приводит в ярость внешнеполитическую команду Евросоюза» тем, что «пренебрегает упоминать о поддержке ЕС палестинской государственности». И здесь сплошь двойственность позиций.

Впрочем, еврочиновники пошумят и успокоятся. Серьёзнее выглядит намечающийся разлад в НАТО, как его некоторые уже поспешили представить. Британский премьер Риши Сунак заявил, что ХАМАС – террористы, а никакие не борцы за независимость, поэтому он всецело на стороне Израиля. А президент Турции Реджеп Эрдоган на партийном съезде в ответ указал, что ХАМАС – не террористическая организация, а группа освободителей и моджахедов, ведущая неравную борьбу за защиту своих земель и соотечественников. Турция и Британия – страны НАТО, причём это, можно сказать, ключевые участники альянса. К тому же у турок самая большая в Европе армия. И если прежде в геополитических игрищах (скажем, в Закавказье, но и не только) Лондон и Анкара нередко играли в паре, то теперь налицо разлад. Вообще на съезде Партии справедливости и развития Эрдоган наговорил немало примечательного: обвинил Израиль в «преднамеренной жестокости» и «преступлениях против человечности» на том основании, что половина израильских атак на Газу – дети. А это его заявление просится отдельной цитатой: «Атаки Израиля на Газу – признак склонности к убийствам и психического расстройства, как у тех, кто их осуществляет, так и у тех, кто их поддерживает». Значит ли это, что пения в унисон в альянсе больше не будет?

(рисунок - Темур Козаев)(рисунок - Темур Козаев)


Хотя, пожалуй, не стоит торопиться и выдавать желаемое за действительное. Казалось бы, Турция целиком и полностью поддержала в конфликте ХАМАС (всё-таки не Палестину, как де-юре существующую страну, ниже об этом скажем отдельно).

Ан нет, в Анкаре на поверку не всё так однозначно. Вроде бы и Эрдоган мечет молнии, и депутат из его партии Сулейман Сезен заявляет, что «молится за упокой души Гитлера», потому что «сионисты, Израиль, евреи постоянно становятся причиной всех бед в мире», а депутат Девлет Бахчели призывает вмешаться в ближневосточный конфликт на стороне ХАМАС. Но это только слова, а на деле турецкие власти ненавязчиво высылают из страны одного из лидеров ХАМАС Исмаила Ханию и его окружение. Ханию «вежливо попросили» убраться, пишет издание Al Monitor, «не желая создавать впечатление, что Анкара защищает ХАМАС». Определённо, турки умеют сидеть на двух стульях одновременно. И вообще, досужая болтовня – это одно, а реальная политика – это другое.

Воюют нынче явно вполсилы (мягко говоря), и это, похоже, становится нормой. Много слов, много угроз – и почти никаких действий. Ракетный удар, артиллерийская дуэль. И ни тебе наступательных операций, ни грандиозных сражений

«Наплевать, наплевать, надоело воевать»

Двойственность ближневосточного конфликта ощущается и по военным действиям. Израиль никак не начнёт сухопутную операцию в Газе, хотя сказано о ней было много. Лично премьер и министр обороны заверяли, что это, мол, дело решённое. Просто на подготовку потребовалось чуть больше времени. Так что операция начнётся вот прямо завтра. Или – через неделю. Может быть.

Есть и такой момент: возникающие то тут, то там наземные столкновения, судя по всему, не в состоянии раскачать ситуацию. По данным Пентагона на минувшую пятницу, с 17 октября в Ираке и Сирии было совершено по меньшей мере 19 нападений на американские базы и персонал. Бригадный генерал ВВС США Пэт Райдер отметил, что 21 американский военнослужащий был ранен в результате двух нападений с использованием беспилотников на авиабазу Айн аль-Асад в Ираке и гарнизон Эт-Танф в Сирии. Прежде американцы ярились, заявляя, что ни одна пролитая капля крови солдата армии США не останется неотомщённой. И что же? Отмечая, что за атаками может стоять Иран, США и не пытаются наносить по нему удары. Два истребителя F-16 обстреливают некие объекты в сирийском городе Абу-Камаль на границе с Ираком, которые якобы как-то связаны с Корпусом стражей исламской революции (КСИР), но не с официальным Тегераном. А тем временем глава МИД Ирана Хосейн Амир Абдоллахиян летит в Нью-Йорк на переговоры, хотя раньше официальных представителей Тегерана пускали в страну исключительно на сессии ООН. Видимо, американцам предпочтительнее договориться, а не воевать? Если так, то вся эта ближневосточная катавасия войной не закончится точно.

Хотя – как знать? Израиль – он ведь нередко действует сам по себе, пусть и воспринимается многими как вассал США. Но сколько было шпионских скандалов, когда ЦРУ хватало за руку (и отправляло за решётку даже не на годы – на десятилетия) агентов израильской разведки. Вот и сейчас, обстреливая гражданские аэропорты Сирии и Ливана, израильтяне вполне могут играть свою собственную игру. Но если раньше одного такого инцидента хватило бы, чтобы разжечь костёр вой­ны всех против всех, сегодня стороны демонстрируют поразительную покладистость – в ответ на удары по аэропорту Дамаска Башар Асад просто перенёс гражданские рейсы в другой аэропорт. Хотя менее чем полвека назад отец нынешнего сирийского лидера воспользовался похожим предлогом и ввёл свою армию в Ливан. А проиранская «Хезболла» много говорит о поддержке ХАМАС и готовности выступить с палестинцами единым фронтом против Израиля, но как-то не спешит открыть этот свой «второй фронт». Не потому ли, что американцы отсрочили передачу Ирану обещанных (в рамках обмена пленными, который страны уже произвели) 6 млрд долларов из ранее замороженных иранских активов? Поманили, обманули, но в Тегеране, похоже, ещё на что-то рассчитывают. Иначе к чему главе иранского МИДа стремглав мчаться за океан и одёргивать «Хезболла»?

Рассуждая о двойственности происходящего, стоит упомянуть и о двойственности современной войны. Воюют нынче явно вполсилы (мягко говоря), и это, похоже, становится нормой. Много слов, много угроз – и почти никаких действий. Ракетный удар, артиллерийская дуэль, разовые вылазки ударных подразделений. И ни тебе наступательных операций, ни грандиозных сражений. Другими глазами смотришь на украинскую спецоперацию в свете происходящего. Ещё примечательно, что мирный уклад, сложившийся после Второй мировой войны, оказался довольно устойчивым. Как ни шатают тот же Ближний Восток – большой войны пока не выходит, несмотря на видимую воинственность сторон.

Отдельно стоит отметить то, как действует мировой гегемон. В действиях Вашингтона та же двойственность, свойственная сегодня общей картине мира. Сперва Джо Байден безапелляционно заявляет, что человечеству необходим новый мировой порядок и США могут его установить, если будут «достаточно смелы и уверены в себе, чтобы объединить мир так, как никогда раньше». После чего прерывает своё выступление «по экономическим вопросам» и отправляется на экстренное совещание с военными после сообщения об ударе по двум военным базам США в Сирии – в Аль-Омаре и Эш-Шаддаде. Грозное молчание Вашингтона длилось несколько дней, увенчавшись ударами по неким объектам – «складам с оружием и боеприпасами» близ иракской границы. Вышло как у Салтыкова-Щедрина: «Добрые люди кровопролитиев от него ждали, а он чижика съел!» Если это и есть новый мировой порядок, то у его строителей явно не всё в порядке.

С кем воюет Израиль?


Мы привыкли к тому, что воюют друг с другом, как правило, страны. А с кем воюют израильтяне? Атаку в Газе совершило не государство Палестина, а палестинская радикальная группировка ХАМАС. С севера Израиль обстреливают с территории Ливана, но не Ливан, а шиитская «Хезболла». Как и с Голанских высот – там проиранской «Хезболла» помогает иранский Корпус стражей исламской революции. Но КСИР – не армия Ирана. Против кого прикажете воевать? Стрельнёшь – непременно попадёшь в «палестинских детей» или «ливанских мирных жителей». А война с организацией, пусть даже трижды террористической и экстремистской, это не война, а спецоперация. Если в мире так пойдёт и дальше, скоро никаких войн в привычном представлении не будет – одни спецоперации. Турки так воюют с курдами – ведь их Курдистан расположен на территориях трёх государств, но страны такой нет. Зато есть курдские повстанцы – их Эрдоган планомерно истребляет на юго-востоке страны, без особого успеха. Недавно Азербайджан наголову разгромил «армянских сепаратистов» в Карабахе – Ереван на эту «войну» не явился. До начала украинской спецоперации Киев воевал с «организациями ДНР и ЛНР». А после того как спецоперация началась – с ЧВК «Вагнер». С организацией, что характерно. Атака США 11 сентября 2001 года тоже была атакой организации, правда, отдуваться пришлось Ираку с Афганистаном. Неофеодализм какой-то. Справедливости ради стоит отметить, что многие сегодняшние «ничьи» квазиармии по оснащённости и боевой подготовке дадут фору регулярным армиям множества стран.


Георгий Филин