Неужто Набиуллина враг и хочет задушить экономику? Нет, она хочет задушить инфляцию!

На модерации Отложенный

Каждый раз, как только происходил рост ключевой ставки, поднимался натуральный “вой на болотах” – на ток-шоу я слышал слова Делягина и других экономистов о вредительстве со стороны Набиуллиной, о том, что, мол, кредиты теперь станут неподъёмными для бизнеса, и он буквально ссохнется и “умрёт”. Но каждый раз через некоторое время выяснялось, что ничего из того, что ими предрекалось, не происходило.

Мало того, всегда происходило чудо… даже не так – ЧУДО!

Экономика России постоянно росла. Быстрее или медленнее, но росла. Ни о каком умирании и ссыхании экономики речи не шло за исключением тех периодов, когда произошёл мировой кризис в 2008-2009 году, в период пандемии в 2020-ом, и в 2022-ом, после того как на нас обрушили поток санкций, из которого мы сейчас успешно и выплыли. Причём ключевая ставка взлетала в прошлом году, если кто-то уже забыл, до 20%.

Вот и в этом году и при ключевой ставке в 7,5%, которая держалась с сентября 2022 года по июль 2023 года ВВП России отлично рос, вернувшись в августе к уровню начала 2022 года, и при ставке в 13%, которая действует в настоящее время, рост ВВП будет продолжаться, тогда как в Европе при ключевой ставке в 4,25% происходит рецессия.

Ну разве это не ЧУДО? Оно! Да ещё какое!

Но это тема отдельной статьи, а сегодня давайте разберёмся в логике руководства Центробанка: когда и зачем они поднимают ключевую ставку.

Главная задача  Банка России, прописанная в законе о ЦБ: обеспечение устойчивости рубля (его покупательной способности).

Заметьте, что о поддержании его курса по отношению к инвалютам никакой специальной задачи не ставится.

То есть все обвинения в сторону ЦБ о том, что в прежние годы он допускал значительную девальвацию рубля по отношению к доллару – безосновательны, потому что его главная задача – поддержание покупательной способности рубля внутри страны, то есть борьба с инфляцией. Что в переводе на житейский язык означает борьбу с ростом цен, с чем ЦБ довольно успешно и справлялся. Инфляция при Набиуллиной колебалась от 2,5% до 12,91% (максимум был в самый тяжёлый для страны 2015 год).

Для сравнения – инфляция в Турции в прошлом году составила – 72,3% без всяких санкций.

Если инфляция в России начинает снижаться, ЦБ тут же реагирует на это и начинает осторожно и поступательно снижать ключевую ставку, но как только происходит её рост, и ЦБ видит, что динамика имеет тенденцию к ухудшению, то есть не просто рост, а рост с ускорением, то они сразу же действуют на опережение, повышая эту ставку, причём иногда очень значительно.

Логика тут проста, но я покажу её чуть ниже. А для начала выясним, почему происходит рост цен. Вот главные причины инфляции:

1. Девальвация рубля (рост курса доллара, евро, юаня по отношению к рублю), приводящая к росту цен на импортные товары и товары с большой долей импорта;

2. Рост цен на мировом рынке, из-за чего наши компании-экспортёры и трейдеры (перепродавцы), имеющие возможность гнать товар на экспорт, начинают его туда активно гнать, создавая дефицит на внутреннем рынке, приводящий к росту цен внутри страны, как это происходило со строительными материалами в конце 2021 начале 2022 года и как это произошло с бензином и дизтопливом совсем недавно;

3. Значительный рост денежной массы у населения или значительное снижение процентов по кредитам и, соответственно, рост спроса на товары, продукты и услуги внутри России, чем зачастую пользуются наши отечественные производители, не увеличивая производство, а идя простым путём – повышением цены, даже если их производство не имеет импортной составляющей и не зависит от курса валюты;

И вот в результате действия трёх этих главных причин, может появиться и четвёртая:

4. Психологическая или коллективное бессознательное – это когда каждый производитель, видя, что цены кругом растут быстрыми темпами, начинает повышать и свои, по принципу “все бегут и я бегу”. По научному этот фактор называется – инфляционные ожидания.

И эта четвёртая причина – самая опасная, друзья.

Знаете, к чему она может привести?

К неконтролируемой инфляции (и даже гиперинфляции) и очень серьёзным проблемам в экономике.

Эта психологическая гонка будет способствовать ещё более быстрому и значительному росту цен, а значит, товаров в магазинах будет полным-полно, но продать их не получится – ведь у людей не будет на руках такой денежной массы, чтобы выкупить всё, что произведено по причине значительно выросших цен.

И у производителей не будет возможности дать задний ход – снизить цену на свой товар, иначе они попросту разорятся, потому что в себестоимость их товара уже будут включены значительно выросшие цены на сырьё, покупку и сервисное обслуживание оборудования, инструменты, транспортировку, электроэнергию, теплоэнергию, воду и так далее.

Такая ситуация чем-то напоминает затор на перекрёстке:

__

Передние водители видят, что упёрлись и надо сдавать назад, чтобы освободить перекрёсток, но сзади их подпирают другие машины, потому что их водители не видят, что происходит впереди, поэтому надо найтись четырём активным водителям, которые будут не сигналить, а пойдут в разные стороны этих хвостов, и заставят всех водителей сдвинуться назад, при этом хвосты сзади будут продолжать нарастать и на разруливание такого затора потребуется значительное количество времени и усилий.

Вот и в случае с ценой на товар, магазинам необходимо будет обратиться к производителям, чтобы те снизили цену на свои товары, а тем надо будет “пойти в конец хвоста” и попросить, чтобы сдали назад поставщики сырья, оборудования, инструментов, электроэнергии, теплоэнергии, воды, снизили тарифы транспортники и так далее.

Тут просматриваются два варианта – плохой и ещё хуже.

1. Если удастся быстро снизить цены по цепочке, то при этом, в отличие от затора на перекрёстке, где все просто потеряют время, но разъедутся без материальных потерь, убытки будут понесены – они лягут на плечи конечных производителей, тех, кто уже поставил товар в магазин по завышенным ценам.

Ведь их придётся снизить, чтобы продать этот товар и начать поставлять новый, а деньги за его производство уже будут уплачены всей цепочке поставщиков.

А кто компенсирует эти убытки производителям?

Следствие: Часть производств может в этом случае разориться и закрыться, а это рецессия – спад экономики со всеми вытекающими последствиями: сокращение доходов бюджета – его дефицит, а значит, заимствования правительства с урезанием расходов на нацпроекты и развитие страны или ещё худший вариант – печатание денег, не обеспеченных товарной массой, что приведёт к очередному витку инфляции и возврату в спираль рецессии.

Но этот вариант ещё не так страшен из него можно выкарабкаться.

2. Если же снизить цены по цепочке не удастся, то затоваривание в магазинах не будет устранено, товары будут продаваться, но в малых количествах.

Следствие: В результате этого значительная часть предприятий может закрыться, другая часть перейти на неполный рабочий день, а это приведёт к опять-таки очередному витку сокращения производства, потому что денежная масса на руках населения снова сократится, ведь часть рабочих будет уволена, а другая часть будет получать меньшие зарплаты из-за неполного трудового дня. Ну а дальше новый виток сокращения и новый. То есть значительно большая рецессия, чем в первом варианте – и значительный больший спад экономики со всеми вытекающими последствиями.

Выйти из этой, ведущей в пропасть спирали, будет чрезвычайно трудно.

Если вы скажете, что я нарисовал фантастический сценарий и ничего не понимаю в экономике, то замечу, что лично в 90-ых годах являлся участником пьесы, разыгравшейся по второму сценарию.

Я тогда работал на Шуйской суконной фабрике. Цены на товары росли не по дням, а по часам, наше сукно, стоящее слишком дорого (не по нашей вине, а по вине поставщиков сырья из Средней Азии) никто не брал, потому что денег у людей не было.

В магазинах всё тогда было, но никто ничего купить не мог и лучше всего шли товары первой необходимости и продукты питания, которые волей неволей людям приходилось покупать по любым ценам.

А товары не первой необходимости, и тем более нашу ткань – покупали значительно хуже, поэтому многим предприятиям приходилось переходить на бартер. Поддержки от государства тогда никакой не было, и эта ситуация, длившаяся не один год, подорвала и положение Ивановского камвольного комбината и его филиала – Шуйской суконной фабрики. И старинное предприятие в Иванове, производящее отличные шерстяные ткани, было закрыто навсегда, как и чуть позже было прекращено производство полушерстяных тканей на нашей суконной фабрике.

Сейчас ситуация в экономике немножко другая и государство, разумеется, включится в эту гонку, будет проводить частую индексацию зарплат, пенсий, пособий, чтобы угнаться за ростом цен, но ведь частные компании не государство – бизнес не будет торопиться повышать зарплаты рабочим каждый месяц или квартал, и денежная масса на руках у населения будет расти не такими быстрыми темпами, как цены, то есть ситуация будет всё-таки ухудшаться по тому сценарию, что я описал.

И вот чтобы не допустить перехода трёх основных причин инфляции в психологическую – неконтролируемую, Центробанк должен быстро и чётко реагировать на ухудшающуюся динамику по инфляции.

Раньше в руках у ЦБ была возможность поддержать курс рубля, чтобы устранить 1 причину, но из-за санкций у Банка России теперь нет возможности накапливать доллары и евро и проводить валютные интервенции на ММВБ. Поэтому для устранения этой причины Путиным и был принят указ о возврате валютной выручки компаниями-экспортёрами.

У правительства имеются инструменты, чтобы устранить 2 причинуа) натравить на внутренних производителей федеральную антимонопольную службу и заставить их где-то снизить цены; б) ввести повышенные экспортные пошлины на тот ряд товаров, на которые образовался дефицит в стране; в) запретить экспорт отдельного ряда товаров.

Для устранения этой причины правительством было принято сначала решение о полном запрете экспорта топлива за рубеж, а затем экспорт был возобновлён, но введена заградительная пошлина на экспорт топлива для непроизводителей в 50 тысяч рублей за тонну до конца 2025 года, то есть для тех, кто покупает топливо на внутреннем рынке для перепродажи за рубеж – этой мерой отсекаются спекулянты, создающие искусственный дефицит топлива в России.

Ну а Центробанк для устранения 3 причины инфляции применил единственно доступный ему инструмент: повысил ключевую ставку.

Фото: zsrf.ruФото: zsrf.ru

Логика тут такая – необходимо уменьшить резко увеличившийся спрос на товары. Повышение ключевой ставки влечёт за собой:

1. Рост процентов по потребительским кредитам, а значит, снижается количество желающих брать товары в кредит – это снижает спрос и уменьшает давление на цены;

2. Рост процентов по депозитам, а значит, люди не будут торопиться бежать в магазины и покупать товары по любым ценам, то есть многие “придержат коней”, видя, что ставки по депозитам выше уровня инфляции и можно не спешить – положить деньги в банк, и купить товар не сейчас, а тогда, когда он будет им необходим, да ещё и выгадать на процентах – это тоже снижает спрос и уменьшает давление на цены;

Эти два фактора, а также меры, предпринятые правительством и президентом, должны будут сдержать ускорение инфляции и привести её к заданным параметрам. Ну а когда это произойдёт, Набиуллина будет последовательно снижать ключевую ставку.

Поэтому, друзья, ещё раз повторюсь, что никаких врагов в Центробанке нет!