Борис Родос: как ученик Ежова «отблагодарил» своего учителя по зубам

На модерации Отложенный





Борис Родос запомнился потомкам, в том числе тем, что выбивал показания у бывшего «всесильного» Николая Ежова. При этом «выродок» (так Родоса называл Никита Хрущёв в 1956 году) учился издеваться над заключёнными у самого же Ежова. «Благодарный» и, безусловно, способный ученик «трудился» в одном из самых страшных мест сталинской эпохи – пыточной Сухановской тюрьме. Там в многочисленных карцерах имелись даже специальные приспособления для пыток, позволяющие добиться любого признания.

Жестокие игры

«Послужной список» Родоса довольно обширный. Так, ему довелось пытать писателя Исаака Бабеля. Литератора мучитель обвинил в шпионаже в пользу Англии. За три недели, что Бабель провёл в застенках Сухановской тюрьмы, он успел сознаться в связях с французской и австрийской разведками, участии в террористической деятельности. Правда, на суде подсудимый заявил, что не признаёт себя виновным, а все признания из него выбивались силой. Однако, на окончательный приговор оговорка не повлияла.
Пришлось допрашивать Родосу и видных политических деятелей того периода. Как обычно, выполняя поставленные задачи, Борис Вениаминович демонстрировал рвение и исключительную исполнительность.

Например, с кандидатом в члены Политбюро Робертом Эйхе. Примечательно, что выбивать показания из заключённого Родос продолжил даже после того, как того приговорили к расстрелу. Несчастного били резиновой дубинкой, выбили глаз и только потом увели исполнять приговор. Примерно также поступил «способный ученик» и с Николаем Ежовым.

Вниз по карьерной лестнице

На неоправданную жестокость Родоса пытались жаловаться Иосифу Сталину, но жалобы так и остались без ответа. Его лишь отправили в командировку во Львов в ходе Польского похода Красной Армии. Кстати, там Родос тоже прославился. При его непосредственном участии были убиты многие польские граждане, за что следователя наградили именными часами.
В обычной жизни любитель пыток ничем не отличался от рядовых граждан Советского Союза. В свободное от работы время Родос ходил со старшей дочерью в театр, а с сыном на футбол.
В 1946 году его отстранили от работы и перевели в Крым работать на симферопольском телеграфе. Возможно, Родос бы умер собственной смертью, но он направил письмо в ЦК КПСС с просьбой восстановить его в органах. В этом ему отказали, после чего последовали обвинения в измене Родины, фальсификации уголовных дел, применении пыток, арест и расстрел. Было, конечно, подано прошение о помиловании, но генеральный прокурор СССР Роман Руденко его отклонил.

Вячеслав Коротин

Русская Семёрка