Каким был в Средневековье воровской жаргон: Тайный диалект обмана, интриг и преступных заговоров

На модерации Отложенный

Преступники существовали всегда. На протяжении веков они объединялись в группировки и даже создали свой тайный язык. Особый секретный диалект, который был призван скрыть намерения бандитов, получил название «воровской жаргон». Историки говорят, что истоки подобной практики берут своё начало во времена Средневековья. Надо сказать, что различные словечки из этого жаргона потихоньку проникают в повседневную речь. Лингвисты считают, что в этом таится огромная опасность и приводят известную цитату Ф. Ницше: «...Если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя».

Язык обмана и интриг

Преступность процветала на протяжении веков. Преступники даже придумали свой секретный язык, который должен был скрыть ото всех их планы и намерения — воровской жаргон. Слово жаргон имеет французское происхождение. Оно произошло от слова арго (фр. Argot) и представляет собой искажённое эрго (фр. ergot) — «шпора петуха». Во времена Средневековья французские преступники носили её на поясе, как особый знак, по которому распознавали друг друга. На просторах СНГ наиболее распространённое неофициальное название арго — феня. Это, в свою очередь, изменённое слово офеня, что значит коробейник — «торговец мелким товаром».


Воровской жаргон кропотливо собирали в словари.

Воровской жаргон кропотливо собирали в словари.

Тайный кодовый язык позволял мошенникам и злодеям скрывать свои преступные намерения. Терминология этого языка зачастую весьма причудлива и человеку непосвящённому разобраться о чём говорят, практически невозможно.

Понять о чём говорят преступники практически невозможно, не зная их секретного языка.

Понять о чём говорят преступники практически невозможно, не зная их секретного языка.


Как и когда возник воровской жаргон

Истинное происхождение воровского жаргона окутано неким флером тайны. Учёные исследовали его корни и обнаружили влияние большого количества различных языков. Некоторые слова со временем отлично вплелись в фольклорный гобелен.

С течением времени многие слова из воровского жаргона стали неким элементом фольклора.

С течением времени многие слова из воровского жаргона стали неким элементом фольклора.

Историки языка по сей день ведут горячие споры о том, где и когда впервые зародился тайный язык преступников. Например, знаменитый языковед Розалия Осиповна Шор предполагала, что язык преступного мира возник в эпоху денежного и торгового капитала: в Германии — в XIV веке, во Франции — в XV веке, в Англии — в XVI веке, в России — в XVIII веке. Единого мнения по этому поводу в научной среде не существует.

Розалия Осиповна Шор - советский лингвист и историк литературы, автор работ по истории и современному состоянию зарубежной лингвистики. Доктор филологических наук, профессор.

Розалия Осиповна Шор - советский лингвист и историк литературы, автор работ по истории и современному состоянию зарубежной лингвистики.

Доктор филологических наук, профессор.

Воровской жаргон и повседневная речь

Огромным потоком жаргонизмы хлынули в русский язык после революции 1917 года. Население сочло эти словечки пролетарскими и с удовольствием употребляло. Таким образом общество старалось максимально дистанцироваться от всего буржуазного. Даже студенты высших учебных заведений не то, что не гнушались, а даже гордились знанием блатных слов, а профессоров-филологов обвиняли в плохом знании истинной русской речи.

Пролетарии должны были отличаться от ненавистных буржуев даже речью.

Пролетарии должны были отличаться от ненавистных буржуев даже речью.

Сегодня можно наблюдать аналогичную ситуацию. На стыке XX и XXI веков сложилась ситуация, подобная той, послереволюционной. Такая же политическая нестабильность, разгул преступности и ужасающее падение нравов. Слова, которые до недавнего времени считались неприличными, прочно вошли в повседневную речь. Только сейчас это уже не язык пролетариата, сегодня журналисты и знаменитости без зазрения совести употребляют блатные слова.

Сегодня блатными словечками с гордостью щеголяют богатые и знаменитые.
Сегодня блатными словечками с гордостью щеголяют богатые и знаменитые.

Лингвисты видят в такой тенденции огромную опасность для культуры. Ведь человек, услышав неприличное слово в СМИ, начинает считать его употребление нормой. Он начинает сам употреблять его. Многие выражения из воровского жаргона, благодаря частому публичному использованию, вообще нейтрализовались и перешли в просторечие. Тем временем, пресса и телевидение осуществляют таким образом по отношению к слушателю акт вербальной агрессии, невольно превращая его в личность не только сочувствующую уголовным элементам, но и покорно воспринимающую их субкультуру. Люди, глядя, как публичные личности залихватски пользуются жаргоном, поневоле поддаются романтике блатной лексемы.

Слово имеет силу, а воровской жаргон продолжает интриговать и вызывать любопытство. Это отражается в истории, оставляя неизгладимый след в разных языках. Эти словечки продолжают жить и напоминают о тех временах, когда негодяи говорили загадками.

«Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься».

(Евангелие от Матфея 12:36-37)