Тихий мир: Киев готовится договориться о прекращении огня?

На модерации Отложенный

Первым об очередной попытке договориться сообщило издание Politico. По его информации, 17 сентября в Стамбуле проводились консультации по Нагорному Карабаху с участием спецпредставителя президента России Игоря Ховаева, Луи Боно и Тойво Клаара – от администрации Белого дома и Евросоюза соответственно. По данным Politico, заодно стороны обсудили перспективы украинского урегулирования.

4–6 октября переговоры вроде как должны были начаться, с американской стороны их готовил глава Госдепа Энтони Блинкен. Но, вероятно по причине событий в Израиле, переговоры отложили. А 16 октября о переговорах заговорила первый зампред думского комитета по международным делам Светлана Журова – мол, Украина будет готова договориться на условиях России, если Евросоюз пообещает Киеву членство. Одновременно с этим датский глава МИДа Расмуссен в телефонной беседе с российскими пранкерами признал, что «секретные переговоры об обмене украинских территорий на обеспечение безопасности Украины» ведутся, и «главную роль в них играет Франция». Ну а точку в этом сюжете поставил Путин: «Они вроде как бы готовы к каким-то переговорам. Уже и ответственные лица, которые курируют направление внешней политики и которые совсем недавно говорили о том, что нужно нанести России стратегическое поражение на поле боя, сейчас они уже заговорили другим голосом, о том, что надо решать проблемы путём мирных переговоров». Вот только кто же эти «ответственные лица»?

Лев Вершинин, политолог

– Я не могу с уверенностью сказать, ведутся ли переговоры между Киевом и Москвой. Всё, что я знаю, – готовы переговорщики. И они действуют. Это в первую очередь Абрамович, курсирующий между Москвой и Стамбулом, и его украинский визави Арахамия. Скорее всего в переговорах будет участвовать и Медведчук. Есть несколько депутатов Рады, которые пытаются действовать через Минск. Ещё могу добавить, что по линии дипломатических ведомств проводятся консультации. Полагаю, что президент России не случайно затронул тему переговоров. Тем не менее, на мой взгляд, пока одной из сторон на фронте не будет достигнут значительный перевес, переговоры не начнутся. А консультации, о которых нам время от времени становится известно, это всё-таки не переговоры.


Связка «Блинкен – Пинчук»

Подготовку переговоров с Россией в Киеве одновременно ведут три группы переговорщиков. Первая подконтрольна куратору фракции «Слуга народа» в Верховной раде Давиду Арахамия, вторая – секретарю Совбеза Алексею Данилову, а третья – миллиардеру Виктору Пинчуку, зятю экс-президента Леонида Кучмы и спонсору Демократической партии США. Именно Пинчук выступал представителем украинской стороны в переговорах, которые готовил Блинкен в начале октября. Ничего удивительного в этом нет, ибо связи с Демпартией у Пинчука давние и тесные, и зять Кучмы, пожалуй, единственный украинский олигарх, против которого Вашингтон ничего не имеет. Недаром Пинчук удостоился лестной характеристики от Джорджа Сороса (тот назвал его «просвещённым капиталистом» и «филантропом»), с ним регулярно встречается Хиллари Клинтон. В последнее время миллиардер предпочитает позиционировать себя не как дельца, а как мецената и общественного деятеля, владельца медиагруппы «Старлайт Медиа» и члена наблюдательного совета Мемориального центра холокоста «Бабий Яр». И хотя формально Пинчук вышел из состава попечительского совета днепропетровской еврейской общины, он самым тесным образом взаимодействует с её главой Геннадием Боголюбовым, давним партнёром по бизнесу Игоря Коломойского. В последние годы Боголюбов был неоднократно замечен в попытке выстроить особые отношения с Москвой, пользуясь связями в российских еврейских организациях («Наша Версия» не раз сообщала о его тайных визитах в Первопрестольную).

Почему Блинкен, затевая переговоры с Россией, выбрал именно Пинчука в качестве представителя украинской стороны, понять несложно. Во-первых, Пинчуку, пожалуй, единственному из украинских олигархов, удаётся сохранять рабочие отношения с офисом президента Украины и лично с Зеленским. Во-вторых, у Пинчука достаточно подконтрольных СМИ, чтобы представить переговоры в выгодном свете и объяснить их необходимость народу. В-третьих, Пинчука в Москве воспринимают нейтрально – несмотря на декларируемую олигархом поддержку Зеленского. Он не финансировал добробаты в Донбассе, как Коломойский, не строил на свои кровные оборонительные укрепрайоны в Мариуполе, как Ахметов, и не «кидал» российских парт­нёров по бизнесу, как Юрий Бойко. К тому же у Пинчука сложились доверительные отношения с Виктором Медведчуком. Эти отношения стороны не выставляли напоказ, впервые о них несколько лет назад сообщил бывший соратник Виктора Януковича Тарас Черновол. По словам Черновола, Медведчук помог Пинчуку сохранить немалую часть российских активов. В свою очередь, Пинчук продвигал фигуру Медведчука на Западе в качестве наиболее предпочтительного украинского переговорщика по Донбассу. «Конечно, у них были не самые лучшие отношения, – отмечал Черновол. – Медведчук несколько раз подставлял Пинчука, в частности объединяясь с Ахметовым».

То есть расчёт Блинкена строился на том, что Пинчук с Медведчуком смогут найти общий язык по ключевым вопросам, касающимся финансов и восстановления украинской инфраструктуры. При этом Пинчук представляет как Киев, так и – в известной мере – правящую в США Демпартию. А Медведчук считается чуть ли не будущим наместником на «буферной территории» между Западной Украиной и новыми российскими регионами. Что же, фигуры выбраны в целом оправданно.

Из Москвы Киеву, похоже, намекают: чем быстрее договоримся, тем будет лучше для всех. На прошлой неделе с очередной публикацией выступил глава движения «Другая Украина» Медведчук. Он предрёк Украине уничтожение из-за затягивания конфликта


Связка «Арахамия – Абрамович»

На переговорах в Пекине у президента России прошли консультации с венгерским премьером Виктором Орбаном. Речь шла в том числе и о насущном. «Если украинская сторона хочет реально переговорного процесса, то нужно делать это не какими-то театральными жестами, а нужно первое, что сделать, – отменить декрет президента Украины, запрещающий вести переговоры», – отметил в беседе с Орбаном Путин. Судя по всему, некая украинская группа влияния попыталась прощупать почву через Будапешт? И кто бы это мог быть?! В этом вопросе двух мнений быть не может – с Орбаном поддерживает тесные связи один-единственный украинский политик первого ряда – Давид Арахамия.

С точки зрения выбора контрагента Арахамия – спорная фигура. Именно с ним прошлой весной пытались заключить «стамбульские соглашения». Но российская сторона выполнила условия – отвела военных из Киевской, Черниговской и Сумской областей, а украинская – нет. Тем не менее у Арахамия хорошие связи в Стамбуле и в Будапеште. А кроме того, он на короткой ноге с Романом Абрамовичем. Вопрос лишь в том, кого Арахамия представляет. Сегодня он контролирует половину президентской фракции в Раде – другая половина подконтрольна главе офиса президента Андрею Ермаку. У Ермака с Арахамия, по сути, маленькая гражданская война за влияние, а поскольку Ермак полностью контролирует все контакты Зеленского, Арахамия отодвинут им в сторону. То, что Путин заговорил с Орбаном о перспективах переговоров, и это тут же попало в прессу, означает лишь то, что президент России реально оценивает политический вес предложенного переговорщика. А Орбан, в свою очередь, отметил, что ответ российского лидера о перспективах прекращения огня был «как минимум не утешающим». Примечательно, что ещё прошлой осенью Арахамия анонсировал возобновление мирных переговоров «во второй половине 2023 года», «когда начнут работать электоральные циклы» в России и США. Да и на Украине тоже.

Тем не менее у Арахамия, как у перспективного переговорщика, имеется козырь – его особые отношения с Абрамовичем. Летом минувшего года британская The Times сообщила о том, что Арахамия написал письмо руководству Евросоюза в поддержку миллиардера, пытавшегося оспорить введённые против него санкции ЕС в суде. Арахамия указал, что Абрамович сыграл «положительную роль» в переговорах Москвы и Киева и при его содействии были достигнуты договорённости, которые помогли установить «гуманитарные коридоры, по которым были эвакуированы более 400 тыс. мирных жителей». Также усилия российского миллиардера привели к нескольким обменам военнопленными. Не секрет, что в итоге санкции с Абрамовича сняли. Имеется у Арахамия и ещё один козырь, правда, не столь очевидный. С 2019 года Арахамия входит в наблюдательный совет «Укроборонпрома». Едва ли мы раскроем военную тайну, если отметим, что российско-украинские контакты по линии торговли оружием – особая история.

С точки зрения выбора контрагента Арахамия – спорная фигура. Именно с ним прошлой весной пытались заключить «стамбульские соглашения». Но российская сторона выполнила условия – отвела военных из Киевской, Черниговской и Сумской областей, а украинская – нет



Связка «Данилов – Залужный»

А вот третья фигура, обозначившаяся в наведении переговорных мостов, вызывает скорее недоумение, нежели понимание. Это секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО Украины) Алексей Данилов. Персонаж одиозный и вроде бы не имеющий выхода на российских переговорщиков уровня Медведчука или Абрамовича. Тем не менее о попытках Данилова установить неформальный контакт с Москвой сообщил украинский политолог Михаил Чаплыга. Когда глава МИДа Дании Расмуссен признавался российским пранкерам о готовящихся «секретных переговорах», подразумевающих отказ Украины от части своей территории, речь могла идти именно о Данилове. Дело в том, что у Расмуссена не так много контактёров в Киеве. Точнее, их было два – Данилов и бывший министр обороны Резников. С ними, в частности, обсуждалась передача ВСУ датских истребителей F-16. Но Резникова сняли. Так что если Расмуссен откуда-то знает о ведущихся переговорах, так только от Данилова. «Мне известно, что ходят слухи о существовании секретных планов, согласно которым предполагается обмен Украиной территорий на обеспечение национальной безопасности, – признался Расмуссен. – Я осознаю, что это влечёт за собой множество последствий. В частности, это последствия глобального характера».

Вероятно, Данилов пытался сыграть некую собственную игру – в итоге на прошлой неделе в кулуарах Верховной рады заговорили о его скорой отставке. Но есть один немаловажный нюанс. На Данилова давно точит зуб глава офиса президента Ермак. И хотя Зеленский с секретарём СНБО почти не контактирует, Данилов сохраняет значительный политический вес благодаря своим неформальным контактам с главкомом Валерием Залужным. На заседаниях Сов­беза их голоса всегда звучат в унисон – даже тогда, когда они звучат в противовес мнению Зеленского – Ермака. За рубежом Залужного всё чаще прочат Зеленскому в сменщики, считая наиболее популярной фигурой у избирателей. Таким образом, переговорный процесс с участием Данилова могли подтолкнуть, например, англичане, продвигающие Залужного. Так что списывать со счетов этого переговорщика, вероятно, рано – и не случайно политолог Чаплыга раструбил о попытке посредничества Данилова на весь свет.

Договорись или проиграешь

Между тем из Москвы Киеву, похоже, намекают: чем быстрее договоримся, тем будет лучше для всех. На прошлой неделе с очередной публикацией выступил глава движения «Другая Украина» Медведчук. Он предрёк Украине уничтожение из-за затягивания конфликта. Согласно его прогнозу, в стране готовятся социальный взрыв и вооружённые бунты. Начнутся они в регионах, таких как Одесса и Харьков, а затем перекинутся на столицу. Медведчук подчёркивает, что до украинских солдат начинает доходить, что их используют в чужих интересах. По его словам, народ поддерживает именно солдатскую массу, а не предавшую его власть. В общем, следует поспешить.

В тон Медведчуку высказывается и «несистемный» Олег Царёв, что как минимум намекает на единство позиций. «Украина уже скоро будет готова слышать Россию, но говорить с ней нужно начинать уже сейчас, – отмечает политик. – В воюющей стране самые высокие шансы на лидерство – у военных, у людей, связанных с боевыми действиями, как в своё время у Шарля де Голля. На данный момент самый сильный конкурент Зеленскому – это Залужный. За де Голля в 1958 году голосовали как за победителя войны в Алжире, а де Голль отказался от Алжира, вызвав недовольство военных и пережив полтора десятка покушений. Похожую роль США отвели Залужному, который до выборов будет говорить о войне до победного конца, но, придя к власти, сразу подпишет мирный договор с Россией».

А ещё Царёв прямым текстом указывает на роль в подготовке переговоров еврейских организаций. «Порошенко – еврей, Зеленский – еврей, и за них голосовали люди, которых никто не заставлял этого делать. Нет смысла представлять Украину еврейским государством, потому что оно и так еврейское. И если спросить жителя Днепропетровска или Одессы, что будет, если вернутся евреи, он с большой долей вероятности ответит: «А мы никуда и не уезжали!» Так что усилия Пинчука или Боголюбова по линии еврейских организаций вполне могут увенчаться успехом, а на Украине – и встретить особое понимание.

Руслан Горевой