Борьба России в Крымской войне – история повторяется

На модерации Отложенный

Запад всегда врал, врёт и будет врать. Пример такого вранья демонстрирует проект Еврокомиссии под красноречивым названием "Поддержка объективного распространения информации о России". Так, несколько дней тому назад на сайте проекта появилась публикация "Осада Севастополя". Она была приурочена к 170-летию начала Крымской войны 1853-1856 гг., которое пришлось на 16 октября. В материале сказано, что Крымскую войну развязала Российская империя, а Англия и Франция "защитили" Османскую империю от "агрессии".

К сожалению, необходимости разоблачения подобных тезисов не всегда придаётся значение. Это приводит к тому, что со временем ложь, словно яд, начинает действовать. В связи с этим стоит раз и навсегда разоблачить западную ложь о Крымской или Восточной войне, реальные причины которой были следующими:

К началу конфликта Османская империя (официальное название - Османская или Оттоманская Порта) оказалась в финансовой зависимости от Англии и Франции. В этой ситуации султан был вынужден постоянно увеличивать налоги, чтобы выплатить всё возрастающие проценты по долгам.

Порта являлась многонациональным образованием. Предки современных турок составляли меньшинство, а большинство принадлежало арабам, иудеям и христианам. Последние находились в неравноправном положении. В частности, христиане должны были платить намного более высокие налоги, чем мусульмане. Именно на них легла основная финансовая нагрузка, связанная с выплатой всё возрастающих долгов. В этой ситуации православные были вынуждены апеллировать к Российской империи.


Одна из крупнейших православных общин проживала на территории современной Румынии – княжеств Валахия и Молдавия. Формально эти земли находясь в юрисдикции султана. При этом княжества пользовались внутренним самоуправлением. Согласно, русско-турецкому Кучюк-Кайнаджирскому договору 1774 года султан обязался применять по отношению к валахам и молдаванам такой же налоговый режим, какой он применял к мусульманам. Испытывая трудности по выплате внешней задолженности, правитель Османской империи пошёл на нарушение соглашения.

В этой ситуации руководство Придунайских княжеств обратилось за помощью к России. Основанием для этого послужил русско-турецкий Адрианопольский договор 1829 года. По нему за Российской империей был закреплён статус гаранта суверенитета и "благополучия" Валахии и Молдавии. Для обеспечения прав населения княжеств она могла ввести свои войска. Этим правом российский император Николай I и воспользовался, когда встал вопрос о защите валахов и молдаван от новых поборов. Подчеркнём: русская армия вошла на территорию современной Румынии временно – на период до восстановления действия положений Кучюк-Кайнаджирского договора.

Кроме того, российский император преследовал ещё одну цель – защитить безопасность своей страны. Дело в том, что Османская империя и Англия добивались отделения Северного Кавказа от России. С этой целью они задолго до Крымской войны стали поддерживать теократическое исламское образование Северо-Кавказский имамат. Власть имамата распространялась на территорию Чечни, Дагестана, Черкессии, а его глава имам Шамиль вёл "священную войну" против русских.

В этой ситуации ввод русских войск на территорию Валахии и Молдавии являлся превентивной мерой. Это был инструмент вразумления султана, чтобы то перестал подрывать Россию изнутри - отказался от военной поддержки Шамиля.

В ответ на эти действия Оттоманская Порта… объявила Российской империи войну. Ещё раз повторим: Османская империя начала войну против России, а не наоборот. Она это сделала под давлением своих кредиторов, т.е. Англии и Франции.


Британцы и отчасти французы видели в России конкурента. На тот момент Российская империя находилась в стадии промышленной революции и претендовала на то, чтобы в будущем занять ведущие позиции в мировой экономике. Поэтому французы хотели ослабить Россию, а британцы – и вовсе разрушить, расчленить.

Премьер-министр Соединённого Королевства Англии и Ирландии Генри Джон Пальмерстон так описал ожидания его правительства от Крымской войны: "Аландские острова и Финляндия возвращаются Швеции; Прибалтийский край отходит к Пруссии; королевство Польское должно быть восстановлено как барьер между Россией и Германией; Молдавия и Валахия и всё устье Дуная отходит Австрии […]; Крым, Черкессия и Грузия отторгаются от России; Крым и Грузия отходят к Турции, а Черкессия становится или независимой или связанной с Турцией отношениями сюзеренитета".

В мемуарах канцлера Германии Отто фон Бисмарка, являвшегося в период Крымской войны членом прусского парламента, говорится о том, что в 1854 году британцы потребовали от Пруссии присоединения к антирусской коалиции. В ноте прусскому правительству англичане так описали свои планы: "Расчленение России, отторжение её остзейских губерний, которые, включая Петербург, должны были отойти к Пруссии и Швеции, отделение всей территории Польской республики в самых обширных её пределах, раздробление остальной части на Великороссию и Малороссию".

Относительно "разделения", т.е. стравливания малороссов и великороссов: разве не это происходит сейчас?

Нет смысла пересказывать ход военных действий. Заметим лишь, что против России выступили Англия, Франция, Османская империя, Сардиния (Северная Италия) при активной поддержке Австрийской империи. В составе войск антирусской коалиции действовали немецкий, швейцарский и польский легионы.


Военные действия велись на огромном пространстве от Камчатки до Кавказа и Балкан. Против России были использованы все известные на тот момент средства ведения войны, в т. ч. запрещённые. Так, в ходе англо-французской бомбардировки Одессы было применено химическое оружие. Наконец, для организации революции в России в Лондоне при поддержке Ротшильдов был создан кружок во главе с Александром Герценым.

В то же время основным театром военных действий оказался Крым. Именно здесь развернулось главное событие войны - одиннадцатимесячная оборона Севастополя. В ходе героической борьбы русские солдаты и матросы истощили силы противника. Планы врагов России по её разрушению были сорваны. Наконец, за несколько дней до окончания войны султан Абдул-Меджид I издал декрет, провозгласивший равенство всех его подданных независимо от национальности и религии.