«Офелия» Милле
На модерации
Отложенный
Сюжет
Из шекспировского «Гамлета» Милле не нашёл сцены лучше, чем гибель Офелии. Сошедшая с ума девушка, не дождавшаяся любви принца и потерявшая отца, сплела венок и предала себя воле волн. Искажённое лицо, сведённые судорогой руки, растрепавшиеся волосы и разметавшиеся цветы — таков образ агонии.
Несколько дней Милле писал по частям пейзаж, выбрав место у реки Хогсмилл, в графстве Суррей. По всей видимости, он писал в течение нескольких дней каждый раз в разное время суток, а затем «склеивал» этюды в мастерской.
«Офелия», 1852. Источник: Pinterest
В качестве Офелии позировала 19-летняя Элизабет Сиддал, для которой было специально куплено старинное расшитое платье. Девушка терпеливо лежала в ванне, которую подогревали лампами. Есть история, что однажды одна из ламп перегорела, Элизабет замёрзла и заболела туберкулёзом. Однако есть версия, что Сиддал болела и до позирования. Как бы то ни было, Милле пришлось оплатить лечение.
Элизабет Сиддал. Источник: Pinterest
Каждый цветок в венке Офелии не только выписан так, что ботаник не придерётся, но ещё и наделён средневековым символизмом. (Правда, тут надо оговориться, что в Викторианской Англии уже мало кто помнил эту «цветочную азбуку»). Так, лютики — символ неблагодарности, инфантилизма; ива — отвергнутой любви; крапива — боли; маргаритки — невинности; розы — любви и красоты; фиалки и незабудки — верности; адонис — горя.
Контекст
Джон Эверетт Милле был одним из основателей братства прерафаэлитов. Объединённые этим красивым словом авторы — причём не только живописцы, но также поэты, архитекторы, издатели — полагали, что искусство Викторианской Англии зашло в тупик и должно вернуться к доакадемическим традициям, то есть к эпохе Перуджино, Фра Анжелико, Джованни Беллини. До конца неясно, почему на роль основателя академизма был выбран именно Рафаэль, а не, скажем, Леонардо да Винчи или Тициан.
Восстав против Королевской академии художеств, определявшей лицо британского искусства, они выступали против условности «образцовых» произведений. По их мнению, искусство должно было способствовать возрождению духовности в человеке, нравственной чистоты и религиозности, не скованной обрядностью. Видимо поэтому они вольно трактовали евангельские сюжеты, отступая от принятых композиционных и колористических канонов. Правда, зрителям не всё было понятно. Например, почему привычный им Иисус вдруг превратился в «рыжеволосого еврейского паренька», как написала критика о картине «Христос в родительском доме».
«Христос в родительском доме», 1850. Источник: Pinterest
В качестве тем прерафаэлиты предпочитали сюжеты со скрытой драмой.
Особенно о неразделённой или отвергнутой любви. Обращаясь к историческим сюжетам, прерафаэлиты старались быть максимально точны в изображении костюмов. Конечно, они не проводили дни напролёт в архивах, но, например, во время путешествий в Италию копировали фрески, с которых потом брали материал для своих полотен.
Прерафаэлиты выбирали в качестве моделей друзей или родственников. На их картинах нет вымышленных или случайных лиц. Настаивали они и на необходимости писать только с натуры. Пейзажи требовали от живописцев выносливости. Шутка ли, сидеть или стоять часами под палящим солнцем, дождём или ветром?! Вероятно, поэтому пейзаж довольно быстро был оставлен.
«Мариана» Джона Эверетта Милле. Источник: Pinterest
Критика писала, что декларируя следование правде и приверженность простоте природы, прерафаэлиты на самом деле «рабски имитируют художественную неумелость». Несмотря на это, братству удалось сформировать новый стиль жизни и новый тип женской красоты.
Просуществовали прерафаэлиты недолго. Вскоре после признания публикой братство распалось, и ни одна попытка воссоединения не увенчалась успехом.
Судьба автора
Милле был гением — в Королевскую академию художеств его приняли в 11 лет, и это при том, что уроки рисования он начал брать лишь за два года до того. Проведя восемь лет как прилежный живописец, в 1848 году на одной из выставок Милле познакомился с Холманом Хантом и Данте Габриэлем Россетти. Именно им принадлежала идея организации братства прерафаэлитов.
Джон Эверетт Милле. Источник: Pinterest
Поначалу критика — и, как следствие, отсутствие заказчиков — не беспокоила Милле. Всё изменилось после женитьбы на Эффи Грей. Кстати, Милле увёл её у Джона Рескина. История эта достойна мелодрамы. После пяти лет брак Грей и Рескина так и не был консумирован. Это, а также супружеская неверность Эффи, стало причиной развода и последующей свадьбы с Милле.
Новобрачным нужно было на что-то жить, и тогда Милле начал писать быстро и продаваемо. Это означало отречение от идеалов прерафаэлитов, что вполне неплохо окупалось примерно по 30 тыс. фунтов в год. На портретах и пейзажах Милле заработал не только состояние, но и титул баронета, а затем и пост президента Королевской академии художеств.
Комментарии
не особо люблю прерафаэлитов, хотя на фоне большинства "академиков" они были свежей волной. И женщины и костюмы у них красивые))
Мне больше нравится Тёрнер
Елена Попова, Тёрнера часто называют предтечей импрессионистов, а это уж совсем другое направление в живописи