Исследователи определили в какие цвета был раскрашен Парфенон

На модерации Отложенный

Скульптуры Парфенона были изготовлены древними греками 2500 лет назад для украшения внешней части храма Парфенон в Афинах. Сейчас они хранятся в Британском музее в Лондоне и, как и многие старинные скульптуры, представляют собой приглушенную смесь белого, серого и бежевого цветов.

Но новое исследование показывает, что оттенки знаменитых скульптур не всегда были такими тусклыми — на самом деле, когда-то они были расписаны яркими и замысловатыми узорами.

Яркие синие, белые и пурпурные тона когда-то покрывали статуи, изображающие божеств и мифических существ, охранявших храм пятого века до нашей эры. Цвета использовались для обозначения воды, из которой выросли некоторые фигуры, змеиной кожи таинственного морского змея, пустого пространства и воздуха на заднем плане за статуями и фигуративных узоров на одеяниях богов, говорится в исследовании, которое было опубликовано 11 октября в журнале Antiquity.

"Скульптуры Парфенона в Британском музее считаются одной из вершин древнего искусства и изучались на протяжении веков различными учеными, - комментирует ведущий автор исследования Джованни Верри, ученый-реставратор Чикагского института искусств. - Несмотря на это, никаких следов цвета так и не было найдено, и мало что известно о том, как они были вырезаны".

Поскольку краска на мраморе часто держится недолго, а поверхности скульптур не были подготовлены для обеспечения адгезии таких веществ, как краска, археологи долгое время предполагали, что древнегреческие художники намеренно оставляли статуи белыми. По словам исследователей, это даже привело к тому, что при исторических реставрациях были удалены следы краски, обнаруженные на скульптурах.

Чтобы исследовать прошлое статуй, археологи использовали люминесцентную визуализацию - метод, который заставляет светиться следы химических элементов из скрытой краски на поверхностях скульптур. Команда быстро обнаружила скрытые узоры, появляющиеся на поверхностях статуй, раскрывающие цветочные узоры.

В основном были обнаружены четыре пигмента: синий, который был впервые создан египтянами и был основным цветом, используемым древними греками и римлянами, фиолетовый оттенок, изготовленный по неизвестному рецепту (большая часть фиолетового цвета была приготовлена из моллюсков древнего Средиземноморья, но этот - нет), и два белых - один получен из минерального гипса и второй - из костяной из костяной золы.

Вполне вероятно, что эти цвета были столь же визуально важны, как и резьба, написали исследователи в исследовании, поскольку это было то, что видел зритель.

"Элегантная и тщательно продуманная одежда, возможно, должна была символизировать силу олимпийских богов, а также богатство и размах Афин и афинян, которые построили храм", - сказал Верри. Исследователи обнаружили следы краски на обратной стороне скульптур, что означает, что они "определенно были современны зданию" и, вероятно, были сначала раскрашены, а затем размещены в храме.

17 скульптур, некогда являвшихся частью мраморного фриза длиной 160 метров, изображающего классические греческие мифы, были привезены в Великобританию в 19 веке после того, как их снял со стен Парфенона Томас Брюс, седьмой граф Элджин и посол Великобритании в Османской империи.

Брюс продал статуи, которые составляли примерно половину сохранившихся скульптур, британскому правительству в 1816 году. Скульптуры, которые сейчас хранятся в Британском музее, являются предметом спора между Великобританией и Грецией о репатриации с 1983 года.