НАЧАЛО ЧИСТКИ "ЭЛИТ" В РОССИИ НАЧНЕТСЯ ЗАВТРА
На модерации
Отложенный
"Сила Сибири" и ближайшее будущее
На фоне грандиозных новостей внешней политики внутренняя политика в России кажется рутинной и малоинтересной. Между тем развитие страны определяется не снаружи, а изнутри. Это относится к и развитию политическому и экономическому.
Возьмем, к примеру, важнейшие экспортные отрасли. 17 октября президент России Владимир Путин в Китае встречается с председателем КНР Си Цзиньпином и несколькими лидерами важнейших для сегодняшней России дружественных стран. Он делает заявления, которые, несомненно, определяют направления сотрудничества на долгие годы вперёд.
В частности (а может быть, в главных), Путин указывает: в 2023 году товарооборот между Россией и Китаем превысит 200 миллиардов долларов. (Для тех, кто не вполне понимает, что это за цифра, отметим, что довоенный ВВП Украины – с зерновым экспортом, неразрушенной экономикой, без оттока населения – не превышал 135 миллиардов).
Важнейшая часть русско-китайского товарооборота – экспорт энерогоносителей. Экспорт газа из России в Китай был признан рекордным по объёму в мае 2023 года. Китай импортировал в этом месяце более 3 миллиардов кубометров, в том числе 2 миллиарда кубометров по трубопроводу "Сила Сибири".
В 2023 году Россия впервые стала крупнейшим поставщиком газа в Китай, обогнав Австралию. При этом важно, что Австралия поставляет очень дорогой сжиженный природный газ (СПГ), а в поставках из России СПГ занимает только треть.
Всё это лишь начало большого пути. В планах двух стран (которые, очевидно, в эти дни обсуждались в Пекине Владимиром Путиным и Си Цзиньпином) строительство новых газопроводов и увеличение поставок газа из России через Монголию на запад Китая до 50 миллиардов кубометров в год.
Переоценить значение этого проекта для Китая невозможно, но невозможно и не сказать, что для России и её энергетических компаний Китай компенсирует все потери от санкций со стороны Запада. В Европе полагали, что, отказываясь от собственной экономики, наносят России огромный урон. Но Китай этот урон для нас с лихвой компенсирует.
Новые задачи – новый руководитель?
В министерстве энергетики отмечают, что "Сила Сибири" позволяет задействовать не только запасы "Газпрома", но и возможности независимых производителей. Однако понятно, что для экспорта, то есть для наполнения бюджета России, для экономического роста самое больше значение имеет именно "Газпром".
И вот тут пора заканчивать разговор о внешней политике и переходить к внутренней.
Как раз в тот момент, когда Путин и Си в Пекине обсуждали перспективы сотрудничества, в Москве в СМИ и социальные сети просочилась информация, что в "Газпроме" и министерстве энергетики в скором будущем возможна замена: заместитель председателя правительства (а до того министр энергетики) Александр Новак до конца года может перейти на пост руководителя госкорпорации "Газпром".
Когда такое говорят о чиновнике высокого уровня, первый вопрос, который задают в кулуарах: это повышение или понижение? И в данном случае однозначного ответа быть не может. С одной стороны, зампред правительства России обладает огромными полномочиями. Они не ограничиваются ТЭК: Новак, например, курирует развитие Северо-Кавказского федерального округа. Эти полномочия не ограничиваются и "Газпромом": ТЭК – это не только газ, но и нефть и гидроэнергетика.
Но, с другой стороны, "Газпром" ("национальное достояние", как услужливо подсказывает навязчивая реклама) – это, конечно, важнейшая и крупнейшая государственная корпорация. Один из становых хребтов России. И, как мы только что видели, именно сейчас от развития и проектов Газпрома зависят взаимоотношения с Китаем, то есть в прямом смысле зависит место России в создающемся многополярном мире.
Понятно, что в такой ситуации перейти из правительства в "Газпром" означает, что чиновника "бросили на важнейшее направление".
О руководителе "Газпрома" – председателе правления и заместителе председателя совета директоров Алексее Миллере довольно давно говорят, что он может покинуть свой пост по состоянию здоровья.
Миллер руководит госкорпорацией непрерывно с 2001 года. Ни один из источников Царьграда не говорит о том, что по отношению к нему в высших эшелонах власти накоплен какой-то негатив. Однако возможная смена руководства госкорпорации воспринимается как знак необходимости большей динамики развития.
"Газпром" – не неподвижное "национальное достояние", а бронепоезд экономики, который двигается с запасного пути на основной,
– так образно описал отношение к вероятным изменениям один из собеседников Царьграда на Старой площади. Он же заметил, что руководство страны, возможно, хотело бы видеть крупнейшую сырьевую госкорпорацию столь же динамичной, как Росатом.
Комментарии