Там, где начинается антисемитизм

На модерации Отложенный

tagesschau.de: В Германии в последние дни появились антисемитские граффити. Было ликование по поводу террора ХАМАСа. На демонстрациях право Израиля на существование ставится под сомнение. Вы уже много лет ведете кампанию против антисемитизма в Берлине. Как вы пережили последние несколько дней здесь?

Derviş Hızarcı: Я пережил последние несколько дней как худшие и самые сложные с тех пор, как я начал бороться с антисемитизмом. А это 20 лет. Кадры из Израиля в субботу утром на прошлой неделе также были самыми зверскими и жестокими, которые я когда-либо видел. Я никогда, на самом деле, никогда, никогда не видел еврейских друзей здесь, в Берлине, но также и в других местах, таких встревоженных, таких неуверенных и таких отчаянных. Это абсолютно новое измерение.

Дервиш Хызарджи является председателем Кройцбергской инициативы по борьбе с антисемитизмом. С августа 2019 года по сентябрь 2020 года он был комиссаром по борьбе с дискриминацией Департамента Сената Берлина по вопросам образования, молодежи и семьи. С июля 2019 года он входит в консультативную группу Феликса Кляйна уполномоченного федерального правительства по вопросам  жизни евреев в Германии и борьбы с антисемитизмом . В 2020 году он стал членом партии Bündnis 90/Die Grünen.

Он сын турецких гастарбайтеров и вырос в Берлине-Нойкёльне. За многолетнюю преданность делу в 2021 году он был награжден орденом «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия».

tagesschau.de: После нападения ХАМАСа на Израиль в Германии также прошли антиизраильские протесты. Почему?

Hızarcı: В основном это связано с тем, что мы являемся многонациональным обществом. У нас есть люди иудейской веры, мусульмане, у нас есть люди с израильскими корнями и палестинскими корнями. Это часть реальности. tagesschau.de: Но с чего начинается антисемитизм?

Hızarcı: Антисемитизм начинается там, где евреев ненавидят вообще и фундаментально за то, что они евреи. Враждебность по отношению к Израилю также является формой антисемитизма. Очень часто Израиль является просто  проекционным экраном. Это означает выражение антисемитских предрассудков, обид или ненависти к Израилю: так называемая критика Израиля.

Однако антисемитизм и враждебность по отношению к Израилю являются широко распространенным явлением в Германии. Об этом нужно сказать предельно ясно. Одобрение так называемого антисемитизма, связанного с Израилем, в Германии составляет более 40 процентов. Можно грубо сказать, что почти каждый второй человек в этой стране имеет негатив по отношению к евреям.

tagesschau.de: Сейчас дебаты ведутся и о «импортированном антисемитизме».

Насколько широко распространен антисемитизм в мигрантских общинах?

Hızarcı: Здесь следует сделать различие: антисемитизм, который проявляется в мигрантской и мусульманской среде, исходит от людей, которые в основном родились и выросли в Германии. Они не принесли сюда антисемитизм откуда-нибудь, но у нас он есть, и он широко распространен в некоторых группах.

Можно говорить об импорте, когда люди привозят идеологии из стран, из которых они к нам приезжают.

tagesschau.de: Считаете ли Вы, что антисемитизм в некоторых местах эксплуатируется?

Hızarcı: Мы не должны забывать, что антисемитские инциденты в Германии существовали не только после нападения ХАМАСа. Антисемитизм присутствует и в Германии, когда речь идет не о ближневосточном конфликте. Большая часть антисемитских инцидентов берет свое начало в правой среде.

Если политики любят говорить об антисемитизме только тогда, когда речь идет о мусульманах, то это проблематичная односторонность.

tagesschau.de: Сейчас звучат призывы к ужесточению наказаний. Берлинские школы, например, могут запретить ношение определенных предметов одежды. Могут ли эти меры изменить ситуацию?

Hızarcı: Нет, я считаю, что стремление к четкой грани реализуется не там, где это происходит в области школ. Нельзя забывать, что мы имеем дело с молодежью. Запреты во всех сферах – это, по сути, чуть ли не призыв к провокации. Четкая грань должна означать создание гораздо большего количества профилактической работы. Особенно в школах. Недостаточно реагировать политически только во время кризиса и сокращать финансирование превентивной и демократической работы вне кризиса.

Школа – это место обучения, и я думаю, что прежде всего мы должны искать педагогические решения. Работа с запретами похожа на попытку успокоить кастрюлю, которая закипает, закрыв ее крышкой.

tagesschau.de: Каково самое эффективное средство против антисемитизма?

Hızarcı: В принципе, в школе важно, чтобы вы серьезно относились к группе, которая перед вами. Это означает, что окружающая среда должна быть принимающей, инклюзивной и благодарной. В таких пространствах можно заставить детей и молодых людей подвергнуть сомнению проблемные способы мышления и отношения, а также разрушить черно-белое мышление.

Дети и молодежь лучше всего учатся в таких условиях. Это требует готовности принимать точки зрения и поощрения терпимости к противоречиям. А это требует эмпатии. Таким образом, можно убедить молодых людей выступить против антисемитизма и враждебности по отношению к Израилю. Я лично не раз сталкивался с этим.