История картины Василия Перова "Дворник, отдающий квартиру барыне"

На модерации Отложенный

Перед нами картина Василия Перова под названием «Дворник, отдающий квартиру барыне». Здесь мы видим оборванного подвыпившего мужчину рабочего происхождения, который кричит на хорошо одетых дворянок. Давайте попробуем разобраться, что же здесь происходит.

Василий Перов «Дворник, отдающий квартиру барыне», 1865 год

Василий Перов «Дворник, отдающий квартиру барыне», 1865 год

Сначала давайте вспомним, кто такой дворник. В нашем привычном понимании — это человек, который подметает улицы, однако раньше эта профессия была более почётной. «Дворниками» называли содержателей постоялого двора или старост торгового дома.

Даже потом, когда дворники стали уборщиками, они выполняли гораздо больше функций, чем нынешние. Они следили за общественным порядком и даже имели свистки, чтобы оповещать городовых о нарушениях. Дворники были обязаны знать в лицо всех жильцов дома, а также запоминать, кто в какой квартире проживает. У вновь  вселившихся жильцов дворники сразу же брали паспорта, чтобы отнести их в полицию для прописки.

Каждый определённый дом был закреплён за конкретным дворником, который и заботился о нём. Старший дворник физическим трудом почти не занимался и играл роль управдома. Он показывал сдающиеся квартиры, собирал с жильцов плату и обычно пользовался у них полным доверием. Ему свободно могли оставить ключи от квартиры.

На картине «Дворник, отдающий квартиру барыне» Перов изобразил дворника, который кричит на двух женщин явно дворянского происхождения. Что он хотел этим сказать? Художник хотел показать зрителю трагедию российского дворянства, часть которого не смогла оправиться после реформ.

Вдова с дочкой хотят снять комнату в одном из доходных домов. Их отослали к дворнику, который по поручению хозяина выполняет роль своего рода "администратора".

Женщины постучались в дом дворника и на их стук вышел хозяин. Дворник, очевидно, нетрезв, и только что поднялся с постели. Поддерживая одной рукой дырявые портки, которые в любой момент могут свалиться (сквозь прорехи при некоторых ракурсах посетительницы, вероятно, могут созерцать дворников срам), мужчина указывает женщинам, куда им нужно идти. На самый верх, туда, где расположены тесные каморки, которые чаще всего снимают студенты, разночинцы и женщины с пониженной социальной ответственностью.

Пожилая дворянка, которая повидала в жизни немало, смотрит дворнику прямо в лицо - она его не боится и не смущается. Юная же девушка смущенно отвернулась, прикрыв платком рот. Бедняжка едва не плачет, понимая, что теперь такие люди, как этот ужасный дворник - это часть ее жизни.

Жизни, имя которой - бедность. И кто знает, что будет с нею дальше.

Перов специально расположил дворника на лестнице. Дворянке приходится задирать голову, чтобы общаться с хамоватым мужчиной. А дворник, очевидно, торжествует, упивается своей мелкой, никчемной, но все-таки - властью. Властью решать судьбу тех, кто еще вчера были его хозяевами. Эти две женщины теперь будут жить в доме, которым он заправляет, как господин. Захочет - оставит их, захочет - выгонит. А то может и прийти в каморку, когда старшей не будет дома, а юная девушка останется одна.

Эти две барыни на картине, вероятно, обеднели и больше не в состоянии иметь собственное жильё. Они пришли в доходный дом, хозяин которого и направил их к дворнику. Маленькие домики дворников часто стояли во дворе больших доходных домов.

«Доходный дом» — это дом, построенный специально, чтобы сдавать в нём квартиры. На первых этажах чаще всего была магазины и офисные помещения, второй и третий этаж были барскими, на четвёртом этаже селилась интеллигенция, а пятые предназначались для самого бедного населения.

Дворник показывает женщинам, куда им надо идти. Он указывает пальцем наверх, то есть на верхние этажи дома, где расположено самое дешёвое и плохое жильё.Он насмехается над смущенными женщинами и пренебрежительно указывает им «их место».

Часто в дворники попадали малограмотные и недалёкие люди, которые были выходцами из крестьян или военных. Таким мы видим и нашего главного героя. Мужчина явно пьян и очень недоволен тем, что его побеспокоили. Он с презрением смотрит на женщин и кричит на них. Дворник хочет унизить своих бывших эксплуататоров (несколько лет назад отменили крепостное право) и как бы указывает им на их место.

Безграмотность и пошлость дворника подчеркивается табличкой: "Кадворнику", которую этот тип в дырявых портках горделиво повесил над дверью своего дома.Видимо, эту фразу, «к дворнику», мужчина и записал так, как слышал.

В 1878 году Перов написал второй вариант этой картины. Физиономию дворника он сделал еще более отталкивающей и неприятной. Кроме того, художник приодел мужчину в красную палаческую рубаху. Женщины же на новой картине были одеты еще беднее - тем самым Перов подчеркивал, насколько обнищали дворяне после реформы 61 года.

Но вот второй вариант этой великой картины:

"Знайте свое место!". Что происходит на картине Василия Перова "Дворник, отдающий квартиру барыне", изображение №2