Д. А. Сысуев. Взгляд на задачу возрождения русского национального самосознания через призму философского наследия И. А. Ильина
На модерации
Отложенный
Предлагаем вниманию читателей статью Начальника Российского Имперского Союза-Ордена, старейшей из существующих монархических организаций России и Русского зарубежья и главного редактора Информационного агентства "Легитимист" Дмитрия Алексеевича Сысуева
Вопросы настоящего и будущего России, глубокая обеспокоенность судьбой русского народа всегда находились в центре внимания И. А. Ильина, и, по сути, составляли смысл его жизни. Многое из того, о чем он писал, носит вневременной характер и сохраняет актуальное значение. Это касается и задачи возрождения русского национального самосознания. И здесь важно многое правильно продумать, чтобы не ограничиваться внешними формами, чтобы идеи патриотизма и здорового национализма не превращались бы в пустую декорацию, за которой может скрываться нечто чуждое русскому национальному духу, а именно такая тенденция сегодня достаточно распространена в Российской Федерации. Позиция И.А.Ильина в этом отношении вполне созвучна девизу русских скаутов, распространенному в своё время в эмиграции: “Мало родиться русским, им нужно стать, им нужно быть!” Т.е. необходимо стремиться к тому, чтобы взращивать в себе русского человека. Как важно осознание этого сегодня в России.
Обращаясь всерьез к вопросу возрождения русского национального самосознания, важно понять, что он является отнюдь не праздным, а представляет собой актуальнейшую задачу, непосредственно связанную с самим будущим нашего народа, жизнью России как самобытного независимого национального государства. Именно таким оно виделось И. А. Ильину: “Когда мы смотрим вперед и вдаль и видим грядущую Россию, писал он, то мы видим ее, как национальное государство, ограждающее и обслуживающее русскую национальную культуру”.
Вопрос русского национального самосознания — это обретение четкого понимания ключевых, базисных ценностей, на которых должно основываться наше общество. В этом отношении все еще до конца неразрешенной остается проблема духовного преемства. Иными словами, преемниками какого духовного наследия мы, как народ, в большинстве своем себя осознаем.
Одна из болезненных проблем сегодняшнего дня — это расщепленность сознания современного российского общества, нравственный, ценностный хаос, который абсолютно дезориентирует, особенно молодежь, и поражает волю к положительному развитию. Это во многом есть следствие того колоссального удара, который был нанесен в условиях Великой Русской Смуты ХХ века по нашей национальной культуре, нашему национальному самосознанию. Как писал И. А. Ильин, “коммунисты насаждали интернационализм и старались погасить в русском народе национальное чувство и патриотизм, (…) они терпят русский национализм лишь в меру его воинской полезности”.
При всех позитивных сдвигах в общественно-политической жизни России за последнее тридцатилетие, наш общественный организм все еще духовно серьезно поврежден. Это выражается, в том числе и в попытке под внешне благовидной официальной идеей единства нашей истории совместить абсолютно несовместимые ценности Православной Исторической России и возникшего на ее территории духовного антипода в лице СССР. И.А.Ильин не уставал подчеркивать, что “интересы России требуют, чтобы ее не смешивали с Советским государством”. Советское государство не есть национальная Россия, СССР — это не Россия, именно так называлась одна из его работ, написанная в 1947 г. В этой связи, не лишним будет вспомнить и о вышедшей ещё в 2010 году книге российского историка С. В. Волкова “Почему РФ - еще не Россия. Невостребованное наследие империи”, который продолжая, по сути, логику И. А. Ильина констатировал неутешительную реальность: „Опыт реально-исторической России не находит спроса, обращение к нему ограничивается чисто спекулятивным использованием символики и мнимых „традиций”. Иное вряд ли было возможным, учитывая те обстоятельства, в которых происходила гибель исторической России. Факторы, обусловившие пресечение исторической традиции российской государственности в начале ХХ в. и невостребованность ее наследия в конце того же столетия, продолжают действовать и до сих пор”.
В современной жизни мы можем наблюдать духовно губительное для нашего национального самосознания, всесмешение добра и зла, представляющее собой реальную угрозу возвращению нашей Родины на свой исторический путь и тормозящее ее развитие. Внешним проявлением такого состояния является подчас вполне осознанное сохранение наследия советчины и даже его реанимация. Это выражается и в сохранении мавзолея Ленина, и памятников большевистским вождям, которые порой „мило” соседствуют с возрожденными православными святынями, практически тотальное сохранение антирусских названий в топонимике русских городов и сёл, чествование советских праздников и т.д. Эта видимая сторона жизни красноречиво указывает на глубокую внутреннюю духовную поврежденность значительной части нашего общества. „Мы не выйдем из этой окаянной смуты, утверждал И. А. Ильин, пока не отделим честно и четко правду от лжи и не начнем стойко и мужественно выговаривать правду”.
И. А. Ильин в работе “Путь к очевидности” по сути, указывает единственно возможное направление выхода из такого состояния в стремлении к обретению цельности. Спасение в цельности, пишет русский мыслитель, „нужен цельный, целостный, исцеленный человек, заповеданный нам Евангелием”. Необходимо цельное, сплоченное единым духовно-нравственным стержнем общество, можем сказать мы сегодня.
Ставя перед собой цель обретения этого состояния, мы должны опираться на здоровые духовные основания жизни, проверенные историческим опытом многих поколений наших предков. Необходимо решительно отрешиться от всего ложного, не уподобляясь библейской жене Лота. Именно в обретении Россией своего подлинного лица, своей самобытности видится залог ее грядущего возрождения. Как верно подметил в свое время Л. А. Тихомиров: “Только будучи русскими по духу и содержанию, мы способны национально создавать свое настоящее и свое будущее”. Эта мысль абсолютно созвучна с тем, о чем писал И. А. Ильин. Вслед за своим выдающимся предшественником он подчеркивал важность не «казаться» и не «считаться», а быть – “быть русским, любить Россию, бороться за нее честно и грозно и стоять до конца за торжество Дела Божьего на земле”.
Россия прошла в истории масштабный путь, который изобиловал серьезными испытаниями, взлетами и падениями. В течение веков выкристаллизовывался образ Исторической России, формировались ее национальный идеал и самосознание русского народа. В его неповрежденном состоянии оно, безусловно, базировалось на христианских началах и ценностях жизни. Как писал И. А. Ильин: “…русский национальный акт и дух был взращен в лоне Православия и исторически определился его духом (…). К этому русскому национальному акту более или менее приобщились почти все народы России самых различных вер и исповеданий. (…) И все они, сами того не зная, таинственно приобщились к дарам русского Православия, сокровенно заложенным в русском национальном акте. Русский национализм распространил скрытые в нем лучи русского Православия по всей России”.
Ценности Православия задавали основу устойчивого и поступательного развития нашей страны. Когда же они ставились под сомнение или полностью отвергались, как в период богоборчества ХХ века, наше Отечество погружалось в состояние внутреннего и внешнего разложения. Казалось бы, для человека хорошо усвоившего этот урок вывод напрашивается сам собой – всемерно держаться, укреплять и пробуждать в общественном сознании эти спасительные ценности, решительно отвергать все наносное и ложное, но реальная жизнь демонстрирует нам, сколь непросто идет процесс обретения Россией самой себя и нас самих как русского народа. В этом плане, как духовные маяки, указывающие нам верный путь построения нашей жизни, неоценимое значение имеют образы русских святых начиная от Св. Равноапостольного Великого Князя Владимира и преп. Феодосия Печерского до св. Царя-Мученика Николая и целого сонма Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века.
Без сомнения, роль таких духовных ориентиров выполняют и национально ориентированные русские мыслители, среди которых особое место занимает И. А. Ильин, один из наиболее русских по духу среди отечественных философов ХХ века.
События последних лет все настойчивее подводят нас к осознанию того, кто же мы есть на самом деле, носителями какого духа мы являемся. Близок ли нам дух св. преп. Сергия и св. Великого Князя Владимира других подвижников и строителей Русской Земли как удела Пресвятой Богородицы? Или дух материального стяжательства и животного наслажденчества одержал над нами верх? В формировании русского национального самосознания велика роль восстановления исторической памяти. Воспоминание о целом ряде знаковых событий отечественной истории словно взывают к нашему духовному пробуждению и опамятованию. Сама русская история на протяжении последних лет незримо протягивает нам руку помощи в лице возвышенных свершений наших предков, юбилейные даты которых отмечались на высоком церковном и государственном уровне. Привлечение внимания к этим датам, помимо общего интереса к прошлому нашей Родины, свидетельствует о серьезном стремлении, по крайней мере, сознательной части нашего общества, должным образом осмыслить прошедшее, извлекая необходимые уроки для будущего развития России. Тем самым восстанавливается ослабевшая, а в целом ряде случаев и откровенно порванная связь с духовным наследием наших предков, осуществляется работа по восстановлению исторической памяти и возрождение русского национального самосознания. А оно немыслимо в отрыве от основополагающего духовного начала Православия.
Именно из глубины Православия в русском народе, по выражению И. А. Ильина, рождается "уверенность, что священное есть главное в жизни и что без священного жизнь становится унижением и пошлостью”. Вне этого идеала многие русские люди просто не мыслили свое существование. Православное восприятие жизни формировало и верное понимание идеи патриотизма, идеи нации, рассматриваемых с духовных позиций. Что, например, давало основание известному русскому мыслителю К. Н. Леонтьеву высказать такую фразу: “Я пойду против моей Родины, если моя Родина пойдет против Христа”.
Наш исторический идеал никоим образом не следует рассматривать как какое-то ложное самопревознесение и гордыню наших предков. Святая Русь не значит безгрешная, но рассматривающая идеалы святости, праведности, благочестия как главное мерило жизни, человеческих дел и поступков, в том числе и в сфере государственной. По сути, это следование тому, чему учил сам Господь: “Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам” (Мф. 6, 22-33). Именно на пути возрождении этого векового идеала и видится ныне путь нашего подлинно национального возрождения, осознание этого и следует пробуждать, и воспитывать в нашем народе и прежде всего в молодом поколении.
Для формирования верных духовно-нравственных ориентиров жизни, выступающих основой национального самосознания, в современном российском обществе следует всемерно пробуждать и поддерживать знание о непреходящих базисных основаниях русского бытия – Православной вере, монархической государственности и русском патриотизме.
Как бы ни было глубоко наше духовное и нравственное оскудение, И. А. Ильин был глубоко убежден в конечном возрождении России. Он пророчески писал: “Нашему народу предстоит встать из своего долгого унижения; покаяться в своих соблазнах и в своем падении, неизмеримо величайшем, чем то, о котором взывал некогда Хомяков; вновь утвердить свой национальный духовный лик и заткать новую ткань новой жизни. Это будет делом нескольких поколений; но оно будет осуществлено и достигнуто”.
Дмитрий Алексеевич Сысуев — начальник Российского Имперского Союза-Ордена, главный редактор информационного агентства «Легитимист», кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии Саранской духовной семинарии Саранской и Мордовской Епархии Русской Православной Церкви, член Мордовского регионального отделения Российского военно-исторического общества, кавалер Императорского ордена Святой Анны III степени и ордена преподобного Сергия Радонежского III степени.
Комментарии
Подержую!
"Гигант мысли! Отец русской демократии"! Самозванцы хреновы.
Шпротоукр Ака, Твой не самозванец Карл Маркс. Самый русский из всех русских.