«Обойти фарму и стать здоровой». Почему россияне доверяют лечение тяжелых болезней народным средствам и целителям

На модерации Отложенный                             

Московский арбитражный суд отказал блогеру Евгении Беляевской в иске к онкологу Екатерине Тимофеевой из-за комментария в Instagram о том, что рак не лечится травами. «Такие дела» разбираются в популярности народной медицины среди россиян и рассказывают историю конфликта медика и инстатравницы, которая обещала вылечить травами рак в четвертой стадии.

Фото: Chuttersnap / Unsplash

Больше 40% опрошенных россиян считают народные способы лечения эффективнее доказанных медициной. При этом 17% вообще не обращаются к врачам, когда заболевают. Самые популярные у этой группы людей методы — лечение травой, продуктами пчеловодства и баней.

По мнению 79% россиян, для занятия народной медициной нужно образование, в том числе 60% говорят о необходимости получения медицинского образования, 19% — специального по народной медицине. Социологи ВЦИОМа отмечают, что такие результаты могут говорить о восприятии целительства как части доказательной медицины: людям важно, чтобы человек, позиционирующий себя как специалист, был дипломированным, знал особенности человеческого организма.

«В травяной бизнес из стройки»

У блогерки Евгении Беляевской, которая называет себя травницей, нет диплома о медицинском образовании, но у ее аккаунта в Instagram больше 200 тысяч подписчиков. Все предлагаемые способы «лечения» связаны с разными методами использования растений и настоев на них. Беляевская владеет интернет-магазином «Байкалдар», а на своих страницах в соцсетях продвигает рецепты из травяных сборов, которые, по ее словам, вылечивают даже от рака.

Онколог-гинеколог Екатерина Тимофеева прокомментировала одну из таких публикаций Беляевской: «Мне одной интересно, почему вообще этим всем еще не интересовалась прокуратура?» Вскоре позиция дипломированного врача стала причиной судебного иска от травницы.

Фото: Ricky Kharawala / Unsplash

В июле 2023 года Евгения Беляевская подала в суд иск к Тимофеевой о защите чести, достоинства и деловой репутации. На запрос «Таких дел» Беляевская не ответила, ее адвокат Никита Апаликов отказался от комментариев. О своем опыте Беляевская говорила:

«КАК ВЫ ЗНАЕТЕ, Я ПРИШЛА В ТРАВНЫЙ БИЗНЕС ИЗ СТРОЙКИ»

В интервью 2010 года для портала о предпринимателях Беляевская рассказывала, что открыла строительный бизнес сразу после окончания школы, когда ей было 18 лет. В бизнесе ей помогал отец: «Наделенный опытом руководящей работы, он знакомил меня с основными принципами работы с командой».

По открытым данным налоговой, выручка компании Беляевской ООО «Байкалдар» в 2022 году составила 850 тысяч рублей. Но в одном из интервью бизнесвумен сообщала, что зарабатывает на продаже трав 40 миллионов в месяц.

В интернет-магазине «Байкалдар» цены на травяные сборы доходят до 39 тысяч рублей — столько, например, стоят 350 граммов «онкосбора». «Недопустимо для профилактики. Только онко и ремиссия!» — говорится в описании товара на сайте.

Фото: Fulvio Ciccolo / Unsplash

Тем онкопациентам, у которых нет возможности купить продукты компании, Беляевская предлагает получить их бесплатно — для этого нужно написать «фитофеечке», указать наименование желаемого товара и приложить документы, подтверждающие диагноз. «Консультации, назначения и сопровождение по онко веду только я лично», — подчеркивает владелица бизнеса. 

Ее консультация стоит 35 тысяч рублей — за эти деньги Беляевская обещает поговорить с пациентом, разобрать его анализы и сделать назначения:

«БЕРУ ТОЛЬКО СЛОЖНЫЕ СИТУАЦИИ. ОНКО, СПИД, МАМЫ С ОСОБЕННЫМИ ДЕТКАМИ И ЗАПУЩЕННАЯ ХРОНИКА»

1 августа 2023 года Роскомнадзор заблокировал сайт «Байкалдара». С чем именно связано это решение регулятора, неизвестно.

После этого Беляевская запустила другой сайт с теми же товарами.

«Дочь, а не онколог»

«У мамы всегда было четкое понимание того, что я для нее дочь, а не онколог. Она ко мне на прием никогда не ходила. Для меня это всегда было достаточно болезненной темой», — рассказывает Екатерина Тимофеева, чья мать борется с онкологическим заболеванием прямо сейчас.

В конце 2022 года Анна позвонила дочери и сообщила о сильных болях в животе, но ехать к врачам отказалась — сказала, что пойдет только к тем специалистам, которых выберет сама, чтобы они не могли передать информацию о ее здоровье Екатерине.

«Жутко, когда понимаешь, что человек в слезах и не может даже уснуть, чуть ли не воет от этой боли», — рассказывает Катя. Когда она поняла, что мама от боли плачет по ночам, они поехали в больницу.

«Там обнаружилось, что это опухоль шейки матки с прорастанием в мочевой пузырь. У меня слезы. А мама уходит в агрессию: “Не трогай меня, я сейчас вообще уйду отсюда”», — вспоминает Екатерина.

Тогда она как врач поняла, что, если мама доживет до Нового года, это будет большим счастьем.

«Когда болеет твой близкий, приходится выбирать: ты либо “включаешь врача”, либо абстрагируешься и пытаешься довериться другому специалисту. Ты хочешь, как ребенок, сделать все, несмотря на то, что у тебя есть четкое понимание: ситуация смертельная», — делится Катя.

В январе 2023 года Анна начала проходить лучевую терапию, и опухоль уменьшилась в несколько раз, но полностью не исчезла. Сейчас пациентка проходит курс химиотерапии. «Есть практически все шансы на пятилетнюю выживаемость», — говорит онколог.

«Не происходит никакой правовой регуляции»

Судебное разбирательство Тимофеевой и Беляевской интересно тем, что оно обратило внимание на проблему юридического регулирования в сфере народного врачевания, говорит адвокат Тимофеевой и председатель Ассоциации по защите прав в сфере здравоохранения Асад Юсуфов:

«ТУТ НЕ ПРОИСХОДИТ НИКАКОЙ ПРАВОВОЙ РЕГУЛЯЦИИ»

«Получается, что люди не имеют для этого никакого специального образования, лицензии. При этом они и диагностируют, и продают, и лечат. И нет за их предложениями никакого контроля», — объясняет юрист.

Пациенты часто боятся традиционной медицины и не доверяют ей из-за того, что когда-то столкнулись с негативным опытом, а кроме этого, работает магическое мышление, говорит Михаил Ласков, онколог, гематолог и руководитель клиники «Доктор Ласков».

Фото: Оmid Roshan / Unsplash

«Но у каждого онколога есть такие истории, когда пациент лечился разными народными методами так долго, что опухоль вырастала настолько, что становилась неоперабельной», — объясняет онколог.

Как минимум каждый второй пациент в процессе лечения от тяжелого заболевания думает о народных методах лечения, говорит Ласков:

«ОБ ЭТОМ НЕ ВСЕ ГОВОРЯТ, НО ПОЧТИ ВСЕГДА ЛЮДИ НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ СПРАШИВАЮТ ОБ ЭТОМ У СВОИХ ВРАЧЕЙ. ДАЖЕ ОЧЕНЬ ОБРАЗОВАННЫЕ И ПОДГОТОВЛЕННЫЕ»

Снижению популярности народных методов лечения, которые в итоге могут быть опасны для жизни, поможет только растущий уровень образования населения и его просвещения.

Спрос на народную медицину связан с нехваткой знаний об онкологических заболеваниях, подтверждает клинический и онкопсихолог, эксперт ассоциации онкологических пациентов «Здравствуй!» Анна Кан. «В представлении большинства пациентов рак равен смерти. И это несмотря на то, что он лечится и его можно держать под контролем и жить», — говорит она.

Люди с хроническими заболеваниями могут ходить на работу, воспитывать детей и получать удовольствие от жизни, несмотря на то, что у них есть какие-то ограничения, отмечает психолог.

Кан напоминает, что огромное количество людей получают таргетную терапию и живут годами — даже с неизлечимыми заболеваниями, и с каждым годом наука только развивается.

В материале используются ссылки на публикации соцсетей Instagram и Facebook, а также упоминаются их названия. Эти веб-ресурсы принадлежат компании Meta Platforms Inc. — она признана в России экстремистской организацией и запрещена.