Разговор американского еврея с израильским арабом

На модерации Отложенный

Много лет живу в Америке, она уже стала родным домом, где все понятно и знакомо. Счастлив ли я? Наверное, хотя у всех свое ощущения счастья.

Однако, для полноты ощущения счастья мне время от времени просто необходимо побывать на Родине, а их у меня две: фактическая и историческая, соответственно: Россия и Израиль. 

  Разговор американского еврея с израильским арабом

В России мне тоже все понятно и знакомо, язык, ментальность, мемориальные плиты на стенах домов, рассказывающие об государственных, политических и других деятелей страны, в которой я родился и вырос.

И в Израиле почти все понятно и знакомо, страна, которая «всем смертям назло» выстояла и показала всему миру, что есть такой гениально-талантливый народ – евреи, сумевшие (простите за шаблон) построить оазис в пустыне и многое-многое другое. О достижениях израильтян можно писать долго и пафосно, но не ради этого пишется данная заметка.

За последние 3 месяца я был в Израиле уже 3 раза и чувствую, что скоро поеду снова. Я не оговорился, говоря что в Израиле мне «почти» все понятно и знакомо и вот в чем дело.

В последний свой приезд в Израиль, я познакомился с Ахмедом, израильским арабом, парнем 35-и лет, работающим в израильской компании менеджером группы программистов. Он довольно бегло говорит по-английски, образован, имеет 2-ую степень из тель авивского  университета, успешен, ездит, по израильским меркам, на дорогой машине, живет в частном доме и все такое. Мы сидели с ним в кафе, общаясь на отвлеченные темы, а потом наша беседа как-то сама по себе перешла в плоскость арабо-еврейских отношений.

Мне было интересно услышать что думает на эту тему израильский араб, который, с моей точки зрения, должен быть благодарным Израилю за все те блага, которые у него есть: образование, работа, защищенность, безбедная жизнь, в то время, как его соплеменники в сопредельных государствах, прозябают в нищете, варварстве и мракобесии.

Я попросил его быть со мной по максимуму откровенным и говорить без обиняков. Он задумался, стряхнул пепел с сигареты, посмотрел по сторонам, а потом, указав на израильский флаг, спросил:

- Что это?- Израильский флаг, — с недоумением в голосе ответил я

.- Понятно, но что он изображает?

- Звезду Давида и талес (ритуальное покрывало, которым накрываются иудеи во время молитвы), — не видя подвоха, блеснул я своими познаниями

.- Именно. В этом и есть проблема.

Пойми меня правильно.

Я израильский гражданин, у меня израильский паспорт, на котором та же самая атрибутика и она чужда мне.

Я, мой отец, мой дед, прадед и предыдущие поколения родились здесь. Это наша земля. Я араб-мусульманин, какое я имею отношение к вашей звезде Давида и вашему талесу? Почему на земле, которая по праву рождения принадлежит мне, я должен самозабвенно петь израильский гимн «Хатиква», в котором говорится о любви евреев к Сиону, почему я должен склонять голову перед флагом, в котором закодирована религиозная символика, совершенно чуждая моей религии?

Я  задумался. Я совершенно не ожидал, что наш разговор пойдет в таком ключе. Делать было нечего, надо было продолжать общение импровизируя на ходу:

- Ну, во-первых, ты живешь в стране, в которой данные символы являются государственной атрибутикой, разве этого мало?

- Согласен, но я и мой народ не имеет ничего общего с этим

.- Допустим, но евреи, христиане, индуисты, буддисты, и представители других религий, живущие в мусульманских странах, не имеют ничего общего с атрибутикой исламских стран и тем не менее они не имеют с этим проблемы, — не растерялся я.

- Но в этих странах евреи, христиане и прочие пришлые, а я коренной житель этой страны, абориген.

- Не согласен. В Иране, например, евреи и христиане живут уже тысячелетия, фарси является их родным языком, они, как и ты, граждане Ирана.

- Да, но все же они изначально пришлые, а я абориген, — не унимался Ахмед.

- Если подходить именно так, то и вы пришлые. Арабы пришли из Саудовской Аравии, и история Сааладина, бравшего Иерусалим, говорит сама за себя

. — Это было очень давно, — настойчиво возражал мой собеседник.

- А переселение евреев в Вавилон, который вскоре был завоеван Киром Персидским, произошло 2 дня назад? Евреи в Персии-Иране живут уже более 2-х тысячелетий, и Иран в той же мере их земля, как и твоя эта.

Мы долго спорили, и я, видя, что мои доводы не совсем работают, решил прекратить эту словесную перепалку. Мы еще немного посидели, поговорили на нейтральные темы и разошлись.

С тех пор я и думаю, как же сделать так, чтобы арабы, граждане Израиля, с любовью смотрели на флаг страны, в которой они чувствуют себя вольготно и комфортно. И именно это я и имел ввиду говоря, что мне в Израиле «почти» все понятно, кроме этого момента.

Хочется закончить данный поток мыслей словами Мартина Лютера Кинга, видоизменяя форму, но оставляя суть: «У меня есть мечта, что однажды на холмах Иерусалима сыновья арабов и евреев смогут сидеть вместе за братским столом». Вот так красиво и пафосно получилось.

Очень хотелось бы услышать ваше мнение.