За скорую экономическую катастрофу нужно благодарить Рейгана.
На модерации
Отложенный
ФРС постоянно манипулировала экономикой после бушевского краха 2008 года, покупая ценные бумаги правительства и корпораций США на деньги, созданные из воздуха (лишь ФРС может напечатать столько долларов, сколько захочет). Покупая и удерживая у себя эти ценные бумаги в течение 14 лет, ФРС напечатала и влила в нашу экономику 8 трлн. долларов наличными. Именно так ФРС стимулирует экономику в условиях кризиса: вливает в неё напечатанные деньги. В результате этого наша экономика работала с 2008 года на завышенных стимулах.
Несколько триллионов долларов напечатано в последний год президентства Трампа. Хотя республиканцы критикуют социальные расходы, которые могли бы стимулировать экономику, они поддерживали печатный станок ФРС. Но теперь ФРС и её республиканский председатель Джером Пауэлл отступают. Недавно ФРС начала продавать ценные бумаги, обратив вспять тенденцию последних 14 лет, и высасывая деньги. Вместо стимулирования экономики, она пытается замедлить её в надежде остановить инфляцию.
Когда они получат обратно деньги от этих продаж, они забросят их в чёрный ящик с котом Шредингера, из которого они появились. Эти деньги исчезнут в ледяных и тёмных глубинах фискального межзвёздного пространства, и никто их больше не увидит. То, что ФРС создаёт, ФРС может аннигилировать. В этом месяце ФРС надеется «списать» со своего баланса 47,5 млрд. долларов, выведя эту сумму из экономики, и подняв её к концу лета до 90 млрд. долларов. Хотя, вообще-то, это не особо большие суммы, сам факт того, что ФРС отказывается от закачки в экономику созданных из ничего денег, и даже хочет уничтожить их – очень большой сдвиг.
Добавьте к этому план ФРС по дальнейшему повышению процентных ставок, которые также замедляют экономику, и получите потенциальный коллапс. Financial Times опубликовала недавно несколько плохих новостей. Вот только несколько заголовков редакционных статей в самых последних выпусках этой газеты:
- «Ford прогнозирует консолидацию автомобильной промышленности по мере ограничения капитала».
- «Казначейские облигации и акции США падают, а инвесторы готовятся к ужесточению денежной политики».
- «Bank of Canada готов «действовать решительнее» после последнего повышения ставок».
- «Европейские фондовые индексы вступают в июнь на приглушенной ноте после турбулентного месяца».
- «В апреле розничные продажи в Германии упали на 5,4%».
- «В мае рост цен на недвижимость в Соединённом королевстве замедлился».
- «Активность в промышленном секторе Китая снижается третий месяц подряд».
- «Государственные облигации распродаются, а инфляция в еврозоне достигла рекордно высокого уровня».
- «Глава JPMorgan заявил, что на экономику обрушивается «ураган»».
В этой последней статье генеральный директор JPMorgan Джейми Даймон, который ранее предсказывал «грозовые тучи» на экономическом горизонте, высказался ещё отчаяннее: «Я говорил, что это грозовые тучи, но это большие грозовые тучи. Это ураган». Упомянув, что война на Украине и отключение Европы от российских топливных рынков могут привести к росту нефтяных цен до 175 долларов за баррель, Даймон явно выразил своё волнение: «Этот ураган уже приблизился к нам. Мы только не знаем, будет ли это слабый ураган или супершторм Сэнди. И вам лучше приготовиться». Как же мы докатились до жизни такой?
Между Великой республиканской депрессией 1929-1937 годов и рейгановской инаугурацией 1981 года США пострадали от нескольких рецессий, но не было ничего более катастрофического «чёрного вторника» 29 октября 1929 года при республиканском президенте Герберте Гувере. Крах Гувера спровоцирован выборами 1920 года, когда республиканец Уоррен Хардинг убедил американцев отказаться от прогрессивной политики президентов Тедди Рузвельта, Уильяма Говарда Тафта и Вудро Вильсона, и обратиться к тогдашней версии неолиберализма или рейганомики, как мы сегодня говорим. Хардинг назвал это «экономикой лошадей и воробьёв», это была версия начала XX-го века, которую Рейган позже назвал «экономикой просачивания вниз».
Если «лошадям» (богачам) давать больше «овса» (денег - через дерегулирование и снижение налогов), то больше «овса» попадёт непереваренным в конский навоз, который завалит американские улицы. Затем «воробьи» (трудящиеся) смогут выковыривать лишний «овёс» из навоза. В 1920 году Уоррен Хардинг стал президентом благодаря кампании «больше промышленности в правительстве, меньше правительства в промышленности», что означало приватизацию и дерегулирование для «возвращения к нормальности», а также он обещал снизить налоги для высшей категории с 91% до 25%.
Хардинг сдержал свои обещания, погрузив страну в безумный вихрь под названием «ревущие 20-е», когда богачи сказочно богатели, избивая и убивая рабочих за стремление создавать профсоюзы. Хардинг, Кулидж и Гувер (три республиканских президента 1920-1932 годов) поддерживали эти репрессии, называя «правом на труд» уничтожение профсоюзов.
«Экономика лошадей и воробьёв» Хардинга привела, в конечном счёте, к Великой депрессии, которая закончилась только благодаря Второй мировой войне. Франклин Рузвельт боролся с гуверской депрессией повышением верхней налоговой планки до 91% и введением жёстких правил для банков и Уолл-Стрит, сформировав Комиссию по ценным бумагам и биржам, и поставив во главе неё Джо Кеннеди. Глория Свенсон, которая хорошо знала Кеннеди и сильно его не любила, так как он грабил и эксплуатировал её, сказала мне во время одного из наших ужинов на её нью-йоркской квартире: «Чтобы поймать жулика, нужно быть жуликом». И Рузвельт ловил жуликов.
Высокие налоги для непристойно богатых и агрессивные правительственные правила для банков и финансистов предотвращали крупномасштабные кризисы в течение полувека, пока не пришёл Рейган, который в 1980-х возродил ошибочную политику Хардинга. После того как Рейган снизил максимальную налоговую ставку с 74% до 28%, 27 октября 1987 года произошёл «чёрный понедельник», на 22% обрушивший фондовые рынки. А после того как Рейган отменил регулирование банков, финансисты украли столько денег, что обрушили банки, вызвав самую крупную панику после Великой депрессии.
Мы до сих пор живём при неолиберальной рейгановской экономике. Она принесла нам два финансовых кризиса ещё при Рейгане, крах дот-комов 1999-2000 годов, бушевский коллапс 2008 года и многотриллионное ограбление 2020 года, когда Трамп бесконтрольно раздал наши деньги своим приятелям-олигархам. Теперь нам грозит ещё один кризис. Основной принцип неолиберализма Хардинга и Рейгана заключается в изображении экономики в виде стихии. Именно поэтому Хардинг перестал преследовать спекуляции акциями, а Рейган отменил почти все остальные правила.
Они заявляют, что экономика «работает по собственным правилам», а все вмешательства правительства только ухудшают ситуацию. На самом деле, всё наоборот. Высокопоставленные игроки на финансовых рынках и в банках похожи на боксёров или футболистов, они ведут рискованную игру, в которой установлены очень специфические правила, и когда они видят, что могут безнаказанно нарушать эти правила, они их нарушают.
Разница в том, что вместо выигрыша или проигрыша футбольного или боксёрского соревнования, своими нарушениями банкиры и спекулянты могут обрушить всю экономику. Финансовые спекулянты, разумеется, редко страдают при этом. Мы спасли банкиров и спекулянтов в 1980-х, 1999-2000, 2008 и 2020 годах, отдав им несколько триллионов долларов. Директора и акционеры положили в свои карманы сотни миллиардов долларов, ограбив и разрушив систему, которая их кормила. После 2008 года большая часть денег создана ФРС из воздуха. Теперь ФРС хочет вернуть эти деньги, но банкиры и спекулянты уже перевели их в оффшорные налоговые убежища. Поэтому расплачиваться за этот кризис снова будут рабочие, мелкие и средние предприниматели.
Даймон и другие предсказатели катастрофы могут ошибаться по поводу кризиса в данный момент, но вся система сильно расшатана, а мошенничества широко распространены в банковской, брокерской и финансовой сферах, о чём нам постоянно напоминают Элизабет Уоррен и Кэти Портер. Как я написал в «Тайной истории неолиберализма: как рейганизм опустошил Америку», видимо, потребуется ещё один кризис уровня 1929 года, чтобы заставить шокированных американцев отвергнуть рейгановскую теорию дерегулированной экономики и вернуть страну на рельсы стабильного кейнсианского роста, при котором мы жили с 1933 по 1981 год. Теперь, после жёстких мер стимулирования экономики, США и другие страны столкнулись с диким спектром бедствий, которые могут привести к самым опасным экономическим последствиям.
Республиканцы полны решимости сделать всё возможное, чтобы нанести максимальный вред нашей экономике, отказываясь принимать большую часть экономической программы Байдена, считая, что большой коллапс поможет им выиграть выборы 2022 и 2024 годов. В условиях нынешнего глобального продовольственного и нефтяного кризиса, климатических изменений, войн и беженцев непримиримость республиканцев и требование ФРС вернуть те 8 трлн. долларов, которые она дала нашим банкирам и спекулянтам, может спровоцировать реальный кризис намного раньше, чем нам хотелось бы. Поэтому мы уже сейчас должны быть готовы к нему.
Источник: You Can Thank Ronald Reagan for the Economic Shitstorm to Come, Thom Hartmann, commondreams.org, June 3, 2022.
Комментарии