Битва за урожай: «Зерновая сделка», случайно или нет, повторилась в новом формате
На модерации
Отложенный
Запасы зерна в мире в следующем году станут рекордно большими. Таков прогноз Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН. Решающий вклад в эти цифры внесли Россия и Украина. И как раз вокруг российского и украинского зерна не утихают политические конфликты.
На финише уборочной кампании Минсельхоз РФ повысил прогнозы по урожаю зерновых на 5 млн тонн. То есть теперь ожидаемая цифра – 135 млн тонн зерна, в том числе 90 млн тонн – пшеница. На экспорт предполагается отправить 60 млн тонн зерновых, при этом эксперты не исключают увеличение доли России на мировом рынке. «По пшенице, например, доля России на мировом рынке составит без малого 25%», – считает председатель правления Союза экспортёров зерна Эдуард Зернин. Это будет прорывом: до сих пор доля России на мировом рынке оценивалась в 10–15%.
Впрочем, зерно важно не просто продать, на нём нужно ещё и заработать. Выйдут ли в плюс российские крестьяне, вырастившие урожай? По ним сильно ударили цены на ГСМ, подскочившие в разгар уборочной кампании. К тому же зерно теряет в цене: с начала года в черноморских портах пшеница подешевела на 20%, а в европейской части России с августа по сентябрь закупочные цены снизились примерно на 5%. Аналитики рынка объясняют это большими запасами в закромах и высоким урожаем. И похоже, что повышения цен никто в мире не ждёт. Фьючерсы на пшеницу на Чикагской бирже с начала года снизились на 25%.
Обычно в таких случаях российские зернотрейдеры откровенно демпинговали, зарабатывая небольшую маржу на огромных объёмах. Но в этом году, похоже, что-то меняется. В сентябре появились слухи, что российский Минсельхоз негласно установил минимальные цены на экспортируемое зерно. Как это могло быть сделано, догадаться нетрудно. Ещё с пандемийных времён ведомство получило право устанавливать квоты для экспортёров «в ручном режиме». Российские СМИ сообщили, что таким образом ведомство якобы уже заблокировало поставку 480 тыс. тонн зерна Египту. Причиной называется попытка трейдера продать его дешевле установленной планки – 270 долларов за тонну. Официально эту информацию аграрные чиновники не комментируют. Однако на международном уровне тему педалирует агентство Bloomberg. Аналитики агентства ситуацию объясняют так: избыток предложения на рынке в этом сезоне снижает цены, Россия – крупный экспортёр зерна, она хочет использовать своё доминирующее положение, пытаясь ввести неофициальный нижний предел цен на экспорт.
Для этого она отказывает в выдаче экспортных документов для поставок зерна при меньшей стоимости. «Форбс», в свою очередь, предполагает, что по замыслу российских властей такая мера поможет успокоить российских фермеров, недовольных снижением своих доходов, и одновременно увеличить поступление налогов.
Зерно важно не просто продать, на нём нужно ещё и заработать. Выйдут ли в плюс российские крестьяне, вырастившие урожай? По ним сильно ударили цены на ГСМ, подскочившие в разгар уборочной кампании. К тому же зерно активно теряет в цене
Насколько получается успокоить – непонятно. Из регионов приходят тревожные новости. Газета «Город N» пишет, что донские сельхозэкспортёры остановили закупки зерна у крестьян, поскольку товар отгружать просто некуда. По данным издания, за рубежом российское зерно не покупают по ценам, которые неофициально, но настоятельно рекомендовал держать Минсельхоз России.
На прошлой неделе к ситуации привлёк внимание МИД РФ. Правда, вышло несколько невпопад. «Заявления о том, что цены на зерновом рынке растут из-за действий России, не соответствуют действительности», – заявил замглавы МИД РФ Сергей Вершинин. Правда, тут же он попытался поправить сам себя: «Правда, сейчас об этом как-то перестали говорить, потому что цены не растут». Попытки МИДа как-то сгладить углы в принципе понятны. Традиционные покупатели российской пшеницы – это «дружественные страны». И если Минсельхоз и впрямь наконец-то решил избавить отрасль от демпингового проклятия, то с партнёрами надо всё же как-то объясниться.
Впрочем, у этой ситуации есть и второе дно. Если российскую пшеницу куда-то не отправили, то её место, можно не сомневаться, займёт зерно из соседних стран. Прежде всего с Украины, где в этом году планируют собрать 66 млн тонн зерна и могут предложить мировому рынку примерно две трети. Как раз в сентябре Еврокомиссия сняла введённый весной запрет на импорт украинского зерна в приграничные с ней страны. Правда, Польша, Словакия и Венгрия решили по своей инициативе сохранить ограничения. А вот Румыния и Болгария, имеющие выход в Чёрное море и сами активно торгующие зерном, эмбарго отменили. Эти страны смогут заработать на транзите украинского зерна. Таким образом «зерновая сделка» повторилась, но в несколько ином формате. Заработают на ней прежде всего транснациональные зернотрейдеры, обслуживающие товаропоток с Украины.
Иван Ромоданов
Комментарии