Заноза или "Хоть горшком назови..."

На модерации Отложенный

Запомнил факт, как занозу. Так бывает. Многократно открываешь калитку и не обращаешь внимания на очевидное – на плохо обработанную доску, где располагается щеколда.   А однажды тебе вонзается в руку заноза, и потом всякий раз, когда открываешь калитку, как бы ты не осторожничал, обязательно цепляешься и вот она - заноза!  Зараза! И дело-то за малым – взять да обработать злополучную доску, но калитка не твоя, не личная! И хозяевам подсказать неловко. Да, собственно, хозяев как таковых нет. То есть они есть, но калитка – общая, коллективная. Надо выходить на собрание, поднимать вопрос…Одним словом, морока… Да и кому это надо?!

Похожая ситуация в применении слов обращения. Еще ,будучи президентом страны В. Путин встречался со специалистами Пензенского кардиологического центра. Телерепортажи на всех каналах начинались с одного любопытного момента – с приветственного обращения президента к тем, кто собрался в зале.

В. Путин говорит: «Уважаемые,..- после короткой заминки продолжает, - коллеги». И тут же начинает объяснять, почему он всех собравшихся называет коллегами. Тогда со всей невероятной очевидностью вдруг (!) обнаружилось, что президент за 8 лет работы так и не сумел лично для себя определиться в универсальной форме обращения к обществу. Он для каждой аудитории всякий раз подыскивал социально адресное приветствие.

 «Господа» - и сразу же понятно, что президент ведет разговор с бизнесменами. «Товарищи» - он в кругу военных, среди своих бывших коллег КГБ. С этим же словом он без запинки обращается к людям старшего поколения.

«Граждане», «гражданин» -  с такими приветственными словами В.Путин, кажется, ни разу не обратился ни к одной аудитории, ни к одной персоне (по крайней мере, такого публичного факта нет).

Действующий президент страны Д. Медведев гораздо увереннее идет по проторенной дороге. Он без запинки овладел отработанными заготовками. Хотя еще  будучи   кандидатом в президенты, выступая на Общероссийском форуме общественных организаций, он говорил об одной из  главных задач того дня – строительство гражданского общества. Эта задача и сегодняшнего дня. Тогда он теоретизировал о проблемах строительства гражданского общества. И вчера и сегодня можно рассуждать о приоритетности любой нерешенной проблемы. Но необозначенной остается «пустяковая» задачка – общепринятое обращение в нашем обществе.

В свое время первый президент «новой» России Б.

Ельцин однажды попытался предложить свое решение этого вопроса: он обратился с первым приветственным  словом «россияне». Как говорит, поколение next, не покатило. Не прижилось.

Чиновники всех уровней власти взяли в публичный оборот отработанный вариант первых лиц государства. Им так удобно.  А как быть нам, гражданам страны? Как люди и власть могут почувствовать себя в едином обществе? Или нам  это не надо?

Наверное, многим из нас нет никакой разницы, как к нам обращаются. Только в таком случае всегда вспоминается присловье: хоть горшком назови, только в печь не ставь.

Но власть, которая искренне желает строить гражданское общество, обязана найти и предложить универсальную словоформу обращения.

Сегодня, как никогда, особо актуально и наглядно сравнить гражданские с семейными отношениями. Мы же знаем, что в семье, где родители - «предки», дети – дылда и балбес, люди сосуществуют вместе из-за безвыходности и безысходности. Такая семья разбежится и это, возможно, будет на пользу всем. Но если развалится наше общество – это катастрофа на всех.

 

КСТАТИ. Слово господин, вполне возможно, образовалось в результате социализации православия. Можно предположить с большей долей вероятности, что проповедники и последовали православия начинали общения между собой с приветственного утверждения Господь Один. Например, встречаются два единомышленника, один другому говорит:

- Господь Один, Аким!

-Да брат, Господь Один!

Православие, как правило, в начале распространялось в среде социальных групп, которые по статусу занимали главенствующее положение в обществе. Для другой части общества приветственное обращение православных постепенно трансформировалось в одно слово господин. Таким образом, определялось положение человека, группы людей уже не только по вере, но далее так утверждался социальный статус.

V.X.