За что дали Нобелевскую премию по медицине 2023 года

На модерации Отложенный

Нобелевская премия по физиологии и медицине за 2023 год была присуждена двум ученым, разработавшим технологию вакцины с МРНК-мессенджером, использованную в первых эффективных прививках против COVID-19.

Каталин Карико, профессор Университета Сегеда в Венгрии и доктор Дрю Вайсман, директор Пенсильванского института инноваций в области РНК, разделят премию в размере 11 миллионов шведских крон (1,02 миллиона долларов).

Работа дуэта привела к созданию вакцин с РНК-мессенджером (mRNA), которые не вызывают нежелательного иммунного ответа, позволяя вакцинам проникать в организм, говорится в заявлении Королевской Шведской академии наук в Стокгольме. Вакцины против COVID-19, производимые Pfizer-BioNTech и Moderna, основаны на исследованиях мРНК.

"Вакцины с мРНК вместе с другими вакцинами против COVID-19 вводились более 13 миллиардов раз", - заявил во время объявления комитета Рикард Сандберг, член Нобелевского комитета по физиологии и медицине и Шведской Королевской академии наук. "Вместе два лауреата премии спасли миллионы жизней, предотвратили тяжелую форму COVID-19, снизили общее бремя болезней и позволили обществу снова открыться".

Вакцины стимулируют иммунную систему к выработке иммунного ответа на определенный микроб, такой как вирус. До появления мРНК-вакцин первые вакцины действовали путем введения в организм убитой или сильно ослабленной версии вируса, давая иммунной системе шанс приобрести иммунитет до того, как она столкнется с полноценным патогеном.

Разработанные позднее вакцины содержали белки, взятые с поверхности вируса. При контакте с этими белками иммунные клетки вырабатывают антитела, которые могут блокировать их и вирусы, из которых они произошли. Согласно заявлению Нобелевского комитета, существуют также вакцины, такие как вакцины против Эболы, которые используют пустые вирусы-носители для транспортировки ДНК-"чертежей" патогена в организм, производя аналогичный эффект.

Однако для производства подобных вакцин ученым приходится культивировать большие партии клеток, заражать их необходимыми патогенами, а затем удалять вирусные и белковые фрагменты, необходимые для вакцины. Этот процесс является ресурсоемким и медленным, что может задержать внедрение вакцины во время вспышек и пандемий.

Чтобы обойти это, в 1980-х годах ученые начали искать более эффективные способы заставить клетки вырабатывать необходимые белки. Один из методов, называемый транскрипцией in vitro, работал путем генерации мРНК (молекулы, которая передает инструкции от ДНК к фабрикам по производству белков клетки) непосредственно внутри клеток в культуре.

Но оставалось огромное препятствие: когда животным вводили мРНК лабораторного производства, они испытывали мощный иммунный ответ, который приводил к опасным уровням воспаления, разрушая вакцину и нанося вред животному.

Два лауреата премии усовершенствовали строительные блоки введенной мРНК (или нуклеотиды), чтобы они были похожи на те, что содержатся в организме, после чего иммунный ответ больше не запускался. 

В начале пандемии это помогло ученым быстро создать вакцины с мРНК, которые действовали против "шиповидного" белка коронавируса — заостренного белка на поверхности зародыша.

Исследование также открыло двери для работы над потенциальными вакцинами против рака и для быстрой разработки вакцин в ответ на возможные будущие вирусные угрозы, такие как птичий грипп, говорится в заявлении Нобелевского комитета.

В дополнение к Нобелевской премии Карико и Вайсман ранее получили премию Ласкера-Дебейки в области клинических медицинских исследований за их работу над мРНК-вакцинами.