Школьная методичка перезагрузки русских в советских
На модерации
Отложенный
Все советские методисты (и изящно мыслящий Г.А. Гуковский, и прямолинейно-идеологический В.В. Голубков) сходятся в одной важнейшей мысли: нельзя доверить школьнику самостоятельно читать классические произведения. Мысль школьника должен направить учитель. Перед изучением нового произведения учитель проводит беседу, рассказывая об основных проблемах, затронутых в произведении, и эпохе создания текста. Особая роль во вступительной беседе отводится биографии автора: «…история жизни писателя — это не только история его роста как личности, его писательской деятельности, но и его общественной деятельности, его борьбы против темных сил эпохи <…>» [Литвинов 1938: 81]. Понятие борьбы становится ключевым в школьном курсе литературы. Во многом следуя «стадиальной теории» Г.А. Гуковского, заложившей основы советской науки о литературе, школа воспринимает литературный процесс как важнейшее орудие общественной борьбы и революционного дела. Изучая историю русской литературы, школьники приобщаются к истории революционных идей и сами становятся частью революции, продолжающейся в современности.
Учитель — передаточное звено в процессе трансляции революционной энергии. Рассказывая ученикам биографию Чернышевского, он должен весь гореть, взволнованно и увлекательно «заражая» детей (понятие заимствуется у «психологической школы», а также литературной публицистики конца XIX века — см., например, работу Л.Н. Толстого «Что такое искусство?») идеями и чувствами великого человека. Иными словами, учитель должен показать ученикам образцы ораторской речи и научить детей продуцировать такую же «зараженную» речь. Нельзя говорить о великих людях без волнения, — хором утверждают методисты. Отныне ученик не может спокойно рассказывать на уроке и тем более на экзамене о Белинском или Николае Островском. Ребенок со школьной скамьи усваивал актерство, искусственно взвинченный надрыв. При этом он хорошо разбирался, какая степень надрыва соответствует обсуждаемой теме. Результатом оказывалось резкое и принципиальное расхождение между подлинным чувством и чувствами, изображаемыми на публике; собственной мыслью и словами, выдаваемыми за собственную мысль.
Задача «заразить», «зажечь» учащихся определяет доминирование на уроках литературы риторических жанров — выразительного чтения вслух, эмоциональных рассказов учителя (термин «лекция», появившийся поначалу, вытесняется из сферы школьной педагогики), эмоциональных высказываний учеников. Информативное содержание школьного предмета методисты все более сводят к риторическим жанрам урока. Например, утверждают, что именно выразительное чтение текста помогает лучше уяснить авторскую мысль. Известный московский учитель уверен, что «экспозиция текста» глубже и предпочтительнее любого анализа: «Три урока, отданные чтению (с комментариями) “Гамлета” в классе, дадут учащимся больше, чем длинные разговоры по поводу трагедии...» [Литвинов 1937: 86].
Риторизация обучения приводит к восприятию любого учебного приема как (риторического) акта принадлежности к социалистическому государству. Учебные сочинения, выводящие историю литературы на просторы идеологии, быстро превращаются в сочинения, декларирующие преданность партийным и советским вождям. Кульминационный момент такого обучения-воспитания — предложение ученикам к празднику 1 мая написать письма-поздравления выдающимся людям Советской страны: «Написать такие письма товарищам Сталину, Ворошилову и др., прочесть их в классе, заставить весь класс пережить такой момент — это помогает ребятам почувствовать себя гражданами великой страны, почувствовать кровно, близко великих людей нашей эпохи <...>.
И нередко такое письмо заканчивается обещаниями «учиться на “отлично” и “хорошо”», «не иметь плохих отметок», «стать таким, как Вы». Отметка за знания становится для маленького автора реальным политическим фактором и взвешивается в аспекте его гражданского долга перед всей страной» [Денисенко 1939: 30].
Сочинение раскрывается в мифологию соцреализма, демонстрируя и заданием, и исполнением: 1) единство и почти родственную близость людей, составляющих Советское государство; 2) непосредственный контакт массы и вождя; 3) долг и ответственность каждого гражданина СССР, даже ребенка.
Сочинения такого рода практикует все больше и больше учителей, и в них, как по мановению волшебной палочки, нет орфографических ошибок [Пахаревский 1939: 64]. Идеология подменяет собой обучение и творит чудеса. Педагогический процесс достигает кульминации, и становится неясно, чему еще можно обучить ученика, который написал блестящее сочинение, адресованное товарищу Сталину?
* * *
Усиление идеологической подпитки уроков литературы естественным образом происходит в эпоху войны и сразу после нее.
В стране менялись идеологические постулаты. От воспитания революционного интернационализма школа уже к концу 1930-х годов перешла к воспитанию советского патриотизма [Сазонова 1939]. С началом войны патриотическая струя стала основой советской идеологии, причем любовь к Родине смешивалась с любовью к коммунистической партии, ее вождям и лично к товарищу Сталину. Писателей школьной программы поголовно объявили пламенными патриотами, изучение их творчества свели к заучиванию патриотических лозунгов, которые нарезало из классических текстов новое поколение литературоведов. Фразы, кажущиеся непатриотическими (в духе лермонтовского «Прощай, немытая Россия...»), следовало считать патриотическими, поскольку борьба с самодержавием, а также любое указание на отсталость русского народа продиктованы любовью к Родине.
Русскую советскую литературу назвали самой передовой на планете; учебники и новые программы, а также темы выпускных сочинений стали ориентироваться на тезис «Мировое значение русской и советской литературы».
Патриотизм вдохнул новую жизнь в биографический метод.
Читая биографию писателя, ученик должен был учиться у писателя патриотизму и заодно испытывать гордость за великого сына России. Внутри таких биографий самый обычный поступок оказывался патриотическим служением: «Попытка Гоголя поступить на сцену Александринского театра, его занятия в классе живописи Академии художеств, попытка выступить в печати <...> все это свидетельствует о стремлении Гоголя служить народу искусством» [Смирнов 1952: 57]. Биографический подход нередко определял и изучение текста: «Беседу о романе (“Молодая гвардия”. — Е.П.) целесообразно строить по этапам жизненного пути молодогвардейцев» [Трифонов 1952: 33]. С сокращением программных часов, отведенных литературе, многие биографии изучаются менее подробно, да и биография писателя в целом становится типовой. Но, несмотря ни на что, биография — самоцель: жизнь писателей изучают в школе, даже если из программы полностью выпадает их творчество.
Для того чтобы усвоить патриотические идеи писателя, совсем не нужно его читать. Обзорное изучение тем и произведений (обзорные лекции) стало общей практикой. Если в 1930-е годы школа отказалась от анализа во имя текста произведения, то в начале 1950-х она отказалась и от текста. Ученик, как правило, читал теперь не произведения, а отрывки из них, собранные в учебники и хрестоматии. Кроме того, учитель внимательно следил за тем, чтобы ученик «правильно» понял прочитанное. С 1949/50 учебного года школа получала не только программы по литературе, но и комментарии к программам. Если хрестоматия, обзор и биография заменяли подлинный текст другим, сокращенным, то «правильное понимание» меняло саму природу текста: вместо произведения школа начинала изучать методические инструкции.
Представление о «правильном» прочтении текста появилось еще до войны, ибо марксистско-ленинское учение, на котором строились интерпретации, объясняет все раз и навсегда. Патриотическая доктрина окончательно закрепила «правильное» прочтение текста. Это представление весьма устраивало школу, оно делало литературу похожей на математику, а идейное воспитание — строгой наукой, не допускающей случайных значений, вроде разницы характеров или вкусов. Обучение литературе превратилось в заучивание правильных ответов на каждый возможный вопрос и встало в один ряд с вузовскими марксизмом и историей партии.
В идеале, по-видимому, предполагались подробные инструкции для изучения каждого произведения школьной программы. «Литература в школе» публикует много статей-инструкций почти абсурдного характера. Например, статью о том, как нужно читать стихотворение «Размышления у парадного подъезда», чтобы изучить его «правильно»: где выразить голосом сочувствие, где – гнев [Колокольцев, Бочаров 1953].
Принцип анализа произведения — по образам — не изменился с довоенного времени (извлечение образов из текстовой ткани не противоречило методическому стремлению всеми способами убить текст). Разрослась классификация характеристик: их стали делить на индивидуальные, сравнительные, групповые. Основой рассказа о персонаже было указание на его «типичность» — для своей среды (синхронический анализ) и эпохи (диахронический анализ). Классовая сторона характеристики лучше всего проявлялась в характеристиках групповых: фамусовского общества, чиновников в «Ревизоре», помещиков из «Мертвых душ». Характеристика имела и воспитательное значение, особенно при изучении советской литературы. Действительно, что может быть поучительнее характеристики предателя из «Молодой гвардии»: жизнь Стаховича, поясняет методист, — ступеньки, по которым человек скатывается к предательству [Трифонов 1952: 39].
Комментарии
Теперь воспитывают поколения холопов
Адольф Виннер, Холоп все-таки лучше, чем совдеповский раб. Но не будут нынешние молодые ребята даже холопами. В России во всяком случае. У нас никто жопу Сонному Джо не вылизывает.
Продажный коммуняка Олег Модестов, и чем же холоп лучше раба ? " У нас никто жопу Сонному Джо не вылизывает." - Сонному Джо не вылизывают, а вот Ботоксному Вольдемару вылизывают, и ты в их числе .
evgenii_dushakov , Даром никому не нужный ципсошник. Ври и дальше.
Продажный коммуняка Олег Модестов - за сколько продался пиндосам ?
evgenii_dushakov , Холоп уже думает собственной головой в отличие от тебя
evgenii_dushakov , За тебя ломаного гроша никто не даст. Это тебя и бесит. Дешёвка.
Продажный коммуняка Олег Модестов, я в отличии от тебя не продаюсь .
Продажный коммуняка Олег Модестов, вообще-то холоп это состояние несвободного человека . Так что слово ДУМАТЬ это не про тебя .
evgenii_dushakov , Я не продаюсь, не сомневайся. А тебя просто никто не покупает. Ты даром никому не нужен.
Продажный коммуняка Олег Модестов, жалкое оправдание от продажного коммуняки .
опять охонек 89 на ночь читал?
Народный Дружинник, В 89-м я его последний раз читал. И с Коротичем общался.
Продажный коммуняка Олег Модестов, вот ты с ним СССР и предал .
Олег Модестов, Гыыыы... И как? Взаимно удовлетворились общением?
evgenii_dushakov , Как можно предать предателей?
Комментарий удален автором канала
Продажный коммуняка Олег Модестов, так ты же в КПСС состоял, как и Коротич, вот вы и есть предатели .
evgenii_dushakov , Читай Библию. Савл предатель?
Продажный коммуняка Олег Модестов, раньше партбилетом прикрывался, сегодня Библией - ты же перевёртыш - Иуда.
Модест, как знаток соцреализма, ты можешь объяснить почему женщины на картинах великих зарубежных художников имели пышные и упитанные телеса? Тебе же всё втолковывали чтобы сам не думал? Поделись знаниями.
В. Нечапай, Великие зарубежные художники были соцреалистами?
Продажный коммуняка Олег Модестов, так ты можешь объяснить или не можешь ,почему женщины на картинах великих зарубежных художников имели пышные и упитанные телеса ?
evgenii_dushakov ,
Меня всю жизнь привлекали живые женщины а не нарисованные
Олег Модестов, да по мне хоть онанистами. Ты поднял вопрос методичек в школах и объяснений с позиции соцреализма. Я тебе задал вопрос, как классику соцреализма, объясни школьникам смотрящим картины почему такие женщины? Включи мозги ( если не нашёл методичку ) и хоть раз покажи что ты можешь логически мыслить. Я же не прошу тебя решить нелинейное уравнение , что для тебя даже трудно читаемое, а ответить на вопрос по твоему профилю, чем ты занимался всю жизнь.
Олег Модестов, что модест, только на минус ума хватило, а на ответ?
В. Нечапай, Соцреализм это не только женские задницы.
Продажный коммуняка Олег Модестов, ты к тому же ещё и тупой .
Олег Модестов, ты можешь хоть раз ответить на вопрос? Не зря тебя гнобили в СССР твои однопартийцы. При всём отрицательном, коммунисты понимали что с дураками коммунизм не построишь.
evgenii_dushakov , Ты, не тупой, считаешь что только женские задницы?
В. Нечапай, Каков вопрос, таков ответ. Вот только никто меня не гнобил. Это тебе приснилось.
Олег Модестов, так и не отвечаешь, мозгов нет?
В. Нечапай, Не вижу смысла.
Продажный коммуняка Олег Модестов, у тебя уже глюки начались - я речь о женских задницах не заводил .
evgenii_dushakov , Заводил.
Продажный коммуняка Олег Модестов, докажи .
Комментарий удален автором канала
Комментарий удален автором канала
1881ru сдристнун от испуга в ЧС, а теперь от туда дрищет, при этом жалобно тявкая .
evgenii_dushakov , Вот здесь я с тобой согласен.
Комментарий удален автором канала
Комментарий удален автором канала
Комментарий удален автором канала
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
1881ru, и ещё, все твои высеры здесь , это и есть то дерьмо которым ты плюёшься, ибо человеческого языка ты не знаешь . Твой язык грязнее половой тряпки . У тебя по теме статьи есть что написать, или пришёл сюда своё говно излить ?
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
1881ru, недоразвитый режимный холуй, нет о тебе .а ты как всегда брешешь как дышишь. .
Комментарий удален автором канала
Комментарий удален модератором
Комментарий удален автором канала
1881ru, твой, твой рот помойный, если ты до сих пор не дошло . Ты на фоне дебилов выглядишь полным мудаком . Неужели ты думал, что я на твой свинячий язык перейду - не дождёшься . Судя по твоим поганым комментария , то ты из дерьма не вылезаешь - ты в нём живёшь .
Комментарий удален автором канала
Комментарий удален автором канала
Комментарий удален автором канала
1881ru, " я вспомнил, почему я тебя заблочил! " - так всё-таки ты от меня в ЧС сдристнул, но как здесь ты распинался и нагло брехал - что это я тебя в ЧС отправил . Давай, дрищи дальше опять в вой любимый ЧС, только потом от туда не дрищи и не жалуйся.
Комментарий удален автором канала
Комментарий удален автором канала
1881ru, не истери недоразвитый - раз обосрался, теперь обтекай .
1881ru, бреши дальше, тупая режимная шестёрка . " я вспомнил, почему я тебя заблочил! " - это было написано тобою .
Комментарий удален автором канала
Комментарий удален автором канала
1881ru, да ты совсем умом тронулся , он в ЧС сдристнул, а видите ли обиделся - не смеши клоун .
Комментарий удален автором канала
1881ru, раб галерный, конечно же обосрался - ты же здесь усирался, что я тебя в ЧС загнал, а на деле ты сам в него сдристнул . Здесь заявлена тема не о Современной России - так что флуди дальше .
Комментарий удален автором канала
1881ru, безмозглое существо , твои жалкие оправдания просто смешны .
Комментарий удален автором канала
1881ru, убогий и смешной, ты хуже чем раб, ты холуй режимный .
1881ru, чучело убогое это ты , и как же ты смешон в своей истерике .
Комментарий удален автором канала
Комментарий удален автором канала
1881ru, мозгов у тебя, " многополярного " с рождения не было, раз свои высеры пишешь через два захода .
evgenii_dushakov , забавно: Модестов, это жалкое чмо, трёт мои комментарии, но не трогает твои. Вы, два упоротых "классовых врага" стали закадычными друзьями)) Немудрено: подобное притягивается к подобному, так вы оба, как два жалких рогуля, теперь выступаете в тандеме. Такие...две сучки в одной упряжке))).
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
1881ru, есть, но не про твою честь . Высрался поносом - полегчало ?
Комментарий удален модератором
1881ru, многополярный - ты всегда, как известная нация вопросом на вопрос отвечаешь ?
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
1881ru, многополярный , обезьянничать это твоя прерогатива , а меня этому не обучали . Отвечать ты сдристнул, так что тупи дальше .
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
1881ru, многополярный режимный холуй, большего ты не заслуживаешь , так что жри, что тебе дали .
Комментарий удален модератором
1881ru, многополярный режимный холуй, по тебе видно, что свой идиотизм ты продемонстрировал ещё не во всей своей красе - так что дерзай, тупи не останавливаясь .
evgenii_dushakov , и это ты, монохромный дурачок, пишешь мне про "тупи"?!))) Эх, говнюк...твоя тупость безмерна...
1881ru, какой-то жалкий лепет, от тупого многополярного режимного холуя .
evgenii_dushakov , жги еще, болезный!)) Твоя тупость безмерна)
1881ru, многополярный тупой режимный холуй, как всегда всё напутал . Ты опять из Кащенко сбежал ?
evgenii_dushakov , говнюк ты упоротый, ты что, снова в себя поверил?)) Давно тебя никто не опускал? Да ты извращуга. Тупая, упоротая, жалкая извращуга с одной извилиной))
1881ru, многополярный тупой режимный холуй - ты опять обосрался поносом . Ты хоть напиши - полегчало ?
Комментарий удален модератором
Знание это осознанная и запомненная информация. Учитель — передаточное звено в процессе освоения(запоминания) знания. А "Учитель — передаточное звено в процессе трансляции революционной энергии." это ЧУШЬ!!!