Откровения ветерана «Альфы»: «Белый дом» начали расстреливать, когда его защитники уже сдались
На модерации
Отложенный
И только спецназ, решивший не штурмовать парламент, а вывести из него людей, остановил большое кровопролитие. Об этом — интервью с «подполковником Володей» - офицером группы «Альфа», который вошел в Белый дом для переговоров с депутатами, и убедил их уйти из уже пылающего здания парламента живыми.
Павел Евдокимов, главный редактор газеты «Спецназ России», советник президента Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа».
Впервые «подполковника Владимира» рассекретил Герой Советского Союза генерал Геннадий Зайцев в книге ««Альфа» — моя судьба». Это Владимир Ильич Келехсаев — в октябре 1993-го командир одного из подразделений группы Альфа».
— Владимир Ильич, как для вас начинались те события?
— Третьего сентября наша группа получила сигнал «Сбор». Ночь мы провели в Кремлёвском Дворце. Тут же были и сотрудники «Вымпела».
Главная мысль, которая крутилась — как избежать кровопролития? Опыт, полученный при штурме дворца Тадж-Бек (дворца Амина в Афганистане. - Ред.) нашими командирами, их спокойствие вселяло в нас уверенность. Но то Кабул, а тут — Москва, парламент страны!
Из досье
Генерал Геннадий Зайцев:
«Настрой личного состава Министерства безопасности был таков, что офицеры не желали участвовать в операции против сторонников российского парламента. В 4 часа 30 минут поступило распоряжение — командирам «Альфы» и «Вымпела» срочно прибыть к президенту.
Всего человек тридцать. Люди были на взводе.
Я сел с краю и приготовился ждать. Наконец, на пороге приемной появился президент. Это был другой человек, нежели тот, что приезжал на полевую базу Группы «А» летом 1992 года. Уставший, серый. Немногословный.
Решалась не только судьба государства, но и его судьба».
«ВЫ ОТКАЗЫВАЕТЕСЬ ВЫПОЛНЯТЬ ПРИКАЗ?»
— Вы участвовали во встрече с Ельциным?
— К четырем часам утра (4 октября. - Ред.) нас рассадили на стулья вдоль стен. Были начальник Главного управления охраны Михаил Иванович Барсуков, командир «Альфы» Геннадий Николаевич Зайцев и командир «Вымпела» Дмитрий Михайлович Герасимов.
Зашел Геннадий Захаров (зам.начальника Службы безопасности президента. - Ред.) и довел до нас замысел предстоящей операции. С помощью авиации планировалось нанесение ракетно-бомбового удара по Белому дому. Затем — вертолеты, танки и БМП. Ну, а потом мы, «Альфа» и «Вымпел». После оглашения этого плана Коржаков завел в помещение Ельцина.
Сначала я не узнал президента. У него был… пепельно-белый цвет лица, явные проблемы с координацией движений. Его поддерживал Коржаков.
Ельцин обратился с вопросом: «Вы будете выполнять приказ?» Командиры напряженно молчали. Сказать, что Ельцин был недоволен — это ничего не сказать. Он поставил вопрос иначе: «Вы отказываетесь выполнять приказ президента?» Тишина в зале. Обстановка накалилась.
Ельцин встал и вышел. А мы оделись и выехали на Арбат. Оттуда уже была слышна стрельба.
Барсуков сменил интонацию: «Ну, там же солдатики! Пойдите, посмотрите — что там и как». Его доводы возымели действие. Мы выдвинулись к зоопарку на «Баррикадной», где и расположились. Мы были как в мутной воде, а вокруг — хаос, стрельба...
Генерал Геннадий Зайцев:
«Возле Дома Советов генерал Барсуков дал мне команду построить личный состав Группы «А». Дело происходило на Конюшковской улице.
— Сейчас надо помочь президенту решить эту проблему, — напористо убеждал Барсуков.
Ребята молчали, строй стоял
— Либо вы вступите в Белый дом и выполняете приказ, — сказал тогда Михаил Иванович. — Либо я вынужден буду подписать приказ о расформировании и разоружении подразделения.
Барсуков сообщил, что сейчас подойдут БМП.
— Подготовьтесь, кто готов отправиться на них на рекогносцировку к Белому дому.
Добровольцы нашлись. В одной БМП поехал подполковник Владимир Келехсаев. С группой сотрудников он зашел со стороны центрального входа Белого дома. А на второй БМП зашли в тыл Белого дома и начали осматривать позиции».
СНЯЛ КАСКУ, ПРИЧЕСАЛСЯ И ПОШЕЛ
— Сколько набралось добровольцев?
— Человек десять. Мы следовали на двух БМП вокруг Белого дома. По броне велась стрельба, откуда - непонятно.
На первом круге я увидел сотрудника милиции, бесстрашно стоявшего на площадке у громады Белого дома. Как потом мы узнали, это был сержант Геннадий Сорокин.
На втором круге мы решили остановиться. Вышли. Надели бронежилеты. И в эту минуту по Белому дому был выстрел из огнемета. Неподалеку стояли БТРы. Я постучал в люк прикладом автомата, он открылся, и я увидел офицера. «Ты кто?» — «Начальник штаба Таманской дивизии». Мы узнали друг друга, будучи курсантами, на совместных тренировках к параду я угощал Валеру Кадацкого бутербродами.
«Дай, команду: прекратить огонь, работает Группа “А”», — сказал я ему. И стрельба прекратилась.
Я помнил, что произошло в Кремле на встрече с Ельциным. И знал установку наших командиров - на мирное решение этой драмы. Под гарантии спецназа. Подумал: «Ну все, пора!»
Подобрал кусок проволоки, рядами которой до 3 октября был опоясан осажденный Белый дом. Кто-то вскрыл перевязочный пакет. Получилось подобие белого флага. Я говорю: «Кто со мной?», полное молчаливое согласие. Пошли. Ощущения — как в замедленной съемке. Увидел кинооператора, говорю: «Снимай, сейчас будет кино!»
Поднимаемся к зданию Дома Советов. Тут бурлила толпа. Это были сторонники Ельцина и мародеры.
— На видео видно, как сержант Сорокин обращается через мегафон к защитникам Белого дома: «Кто-нибудь выйдите из «послов», с вами будет говорить подполковник Группы «Альфа»!»
— Да, замечательный человек этот сержант Сорокин. Настоящий герой! Мегафон, рация — вот и всего его оружие! Без бронежилета…
На часах 15.58. Когда шли, прямо перед нами щелкали пули. Стреляли с верхних этажей здания на Новом Арбате.
— Кто и зачем это делал?
— Группа «А» своим появлением вышибла центральное звено сценария наших «партнеров». Все пошло не так, как они планировали.
Этими выстрелами нас предупреждали: «Идти не надо». Но восемь офицеров «Альфы» и «Вымпела» стояли, несмотря на стрельбу.
Перед тем как войти в Белый дом, я снял каску «Тig». Причесался. Оружие, по моей команде, мы положили демонстративно, чтобы защитники Белого дома видели наши мирные намерения.
ДЕПУТАТЫ СИДЕЛИ ПРИ СВЕЧАХ
— Что вы увидели внутри?
— Казака за тумбой, прямо перед нами. В глаза бросилась папаха с красной ленточкой. Рядом лежал паренек. Прямо на нас был направлен автомат.
Подняв голову вверх, я увидел на балконе двух мужчин. Это были генерал-полковник Альберт Макашов, в синем берете а-ля Че Гевара, и генерал армии Виктор Павлович Баранников — министр госбезопасности по версии Белого дома.
— Бывший соратник Ельцина… Недавний шеф госбезопасности.
— И вот он обращается ко мне: «Вы кто, представьтесь» — «Командир подразделения Группы “А”». — «Воинское звание?» — «Подполковник». — «Как вас зовут?» — «Владимир».
Когда я произнес «Альфа», то казак сразу же положил автомат. Стали подниматься, на лестнице стоял молодой человек в беретке с пистолетом Макарова на боевом взводе. Проходя мимо, я поставил пистолет на предохранитель: «Не застрелитесь». — «Спасибо», — тихо ответил он.
Это прибавило уверенности в правильности выбранной линии поведения.
«Хотите к руководству?» — спросил Баранников. — «Может, сначала с депутатами поговорим?»
Мы прошли в зал Совета национальностей. Там депутаты сидели со свечами. Я моментально ощутил, насколько напряженная атмосфера. Ведь людям сказали, что придет «Альфа» и «положит» всех. И тут появляемся мы!
— Как вас представил Баранников?
— «Это офицеры «Альфы». Они пришли безоружные. Я знаю этих ребят и верю им. У них есть предложение».
Я стоял и говорил: «Нам поставлена задача овладеть Белым домом (старался избегать слова «штурмовать», чтобы не пугать), сюда мы пришли по собственной инициативе.
Призываем вас остаться в живых, а политикой заниматься уже после. Наша задача — спасение жизней».
Я изложил депутатам план эвакуации: мы делаем живой коридор, сажаем всех на автобусы и доставляем к ближайшему метро. «А какие гарантии?» — раздались голоса. — «Слово офицера».
Когда я закончил говорить, ко мне подошла яркая блондинка и обняла меня. Это была знаменитая Сажи Умалатова, бросившая вызов Горбачёву с трибуны Съезда народных депутатов СССР.
РУЦКОЙ ПРОСИЛСЯ В ПОСОЛЬСТВО США
— Заручившись поддержкой депутатов, вы направились к руководству Белого дома?
— Мы поднялись на пятый этаж, в кабинет, где находился вице-президент Александр Руцкой, потом подошел глава парламента Руслан Хасбулатов.
Помню, они все допытывались, как моя фамилия. Я сказал: «Давайте ограничимся именем». Меня поддержал Баранников. В итоге они довольствовались моим званием.
Из досье
Руслан Хасбулатов:
«Один из вошедших парней сразу выступил вперед, сказал: «Меня зовут Володя. Руслан Имранович, я с уважением отношусь к вам. Вы — политик, сделали все, что могли. Теперь прошу вас помочь нам спасти ваших людей. Я — один из командиров «Альфы», получен приказ овладеть зданием Верховного Совета.
Я спросил: «Верно ли, что депутаты и защитники Парламента решили принять предложение «Альфы» и покинуть здание Парламента?»
— Да, верно. И это единственное для нас разумное решение.
— Так тому, выходит, и быть? — обратился я к остальным».
Р. Хасбулатов. Великая российская трагедия. М., 1994 год.
— Скажите, Руцкой действительно попросился в американское посольство?
— Да, было такое.
— И что вы ему ответили?
— Сказал, что не знаю, примут ли его там...
В итоге договорились, что выводим всех через центральный подъезд. Оружие защитники Белого дома складывают при выходе. Руководство Баранников предложил вывести через 24-й подъезд и нарисовал для нас схему, как туда подъехать. Он проводил нас до входа, но выйти сразу не получилось — снаружи велась провокационная стрельба со стороны гостиницы «Украина».
Вернувшись к своим, я сразу же доложил о результатах переговоров Геннадию Николаевичу Зайцеву. Мгновенно были выделены автобусы, мы выстроили живой коридор. Я по мегафону обратился к людям перед Белым домом: «Кто приблизится ближе пяти метров, либо будет совершать провокации — стреляем без предупреждения». И дал приказ: «Зарядить оружие!» Погромщиков и провокаторов как ветром сдуло.
Всех, кого могли, мы вывезли. Говорят, еще были депутаты, которые уходили дворами. Потом узнал, что им крепко досталось от ОМОНа.
Я подъехал на БМП к 24-му подъезду. Захожу внутрь и вижу, как какой-то парняга обыскивает Баранникова. Я попросил его отойти и забрал Виктора Павловича. Мы посадили в БМП Ачалова, Дунаева, Баранникова, Полозкова и кого-то еще — кроме Руцкого и Хасбулатова, доехали до нашего руководства.
Барсуков дал команду выпустить находившихся в БМП. Когда вышел Баранников, Барсуков с ним обнялся, чем я был немного удивлен.
Из досье
Генерал армии Михаил Барсуков:
«…Баранникова я пригласил к себе и говорю: «Виктор Павлович, если есть оружие, сдай, пожалуйста. Единственное, что я для тебя могу сделать — я не буду тебя обыскивать... И второе, документы — мне. Я тебя конвоировать не буду, пройди, пожалуйста, сам в автобус».
И Баранников сам пошел. Вроде как друг был когда-то, работали вместе. И за столом вместе были, и на охоте. Так что вот это личный для меня финал 1993 года — 4-го числа…»
«На той гражданской». Интервью с М. Барсуковым. Газета «Спецназ России», октябрь 2019 года.
«НА НАС КРОВИ НЕТ»
— Было ли у вас ощущение, что «Альфе» и «Вымпелу» не простят того, что произошло?
— Конечно! Но ощущения, что мы приказ не выполнили — вот этого не было. Как говорит Зайцев: «Приказ президента мы выполнили, но по-своему, на нас крови нет».
СЛОВО КОМАНДИРА «АЛЬФЫ»
Геннадий Зайцев, Герой Советского Союза:
Ельцин пришел в ярость, узнав, что мы не стали стрелять
Что стало со спецназом, отказавшимся убивать депутатов и защитников Белого Дома, рассказал генерал-майор в отставке, в октябре 1993-го - командир группы «Альфа».
Александр ГАМОВ
…- Геннадий Николаевич, вы же тогда, в октябре 1993-го, можно сказать, подвиг совершили. Вам же было приказано Белый дом штурмовать? А вы депутатов-«путчистов» невредимыми вывели.
- В принципе, да.
- Говорят, вас Ельцин вызвал и сказал – живых не оставлять?
- Нет, такого не было. Незадолго до этого Ельцин приехал в «Альфу» - нас инспектировать. И мы показали ему, как штурмуем здание, самолет или автобус…
Так вот, в 4.30 утра 4 октября Ельцин с этого начал. Вы мне показали то, что вы умеете делать. Вот теперь все это сделайте в «Белом доме».
Надо было - по его требованию ворваться в «Белый дом» и косить всех направо и налево. И правого, и виноватого.
Но мы этого сделать не могли, там многие были даже с детьми... Поэтому мы сказали парламенту, что есть два варианта. Первый – мы выводим всех и довозим автобусами до ближайшего метро. Второй вариант – штурм «Белого дома». Конечно, сразу все загалдели – мы за первый вариант.
- А какой смысл был тогда расстреливать «Белый дом» танками? Если люди в нем решили сдаться?
- Это уже вопрос к Ельцину. Почему из танков после этого расстреливали «Белый дом»?
- То есть, защитники могли бы сдаться и без расстрела «Белого дома»?
- Они и сдались без расстрела.
- Но Руцкой, Хасбулатов выходили же потом…
- Нет, этих команда была арестовать и отправить в Лефортово.
- Что вы и сделали.
- Мы и «Вымпел»... После этого Ельцин дал Барсукову, начальнику главного управления охраны, приказ разогнать «Альфу», чтобы он о ней больше не слышал – духу чтобы не было ее.
- Потому, что вы пошли на переговоры, а не стали «мочить всех»?
- Не стали убивать, да. Барсуков даже написал, в порыве обиды - рапорт на увольнение. Доказывал Ельцину, что нельзя «Альфу» разгонять.
- Разогнали?
- Нет. Я думаю, Ельцин забыл о том, что говорил. «Альфу» оставили. А вот «Вымпел» в декабре 1993-го было передано в МВД. Было 762 человека личного состава, ушло в МВД - 49, а остальные были уволены. Вот так поступили с «Вымпелом».
И «Альфу» то же ждало, но «Альфа» сохранилась.
ХРОНИКА «КП»
Как это было
ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС
- В 1993 году, когда СССР уже давно не было, Россия продолжала жить по «брежневской» конституции 1978 года. Поэтому 21 сентября президент Ельцин издает Указ №1400 о начале конституционной реформы. Верховный Совет должны были распустить, вместо него избрать Госдуму. Главным в стране становился президент, а не парламент.
Верховный Совет во главе со спикером Хасбулатовым в ответ объявил о прекращении полномочий президента. К противникам Ельцина присоединился вице-президент Руцкой.
БАРРИКАДЫ
- К 3 октября мятежный Верховный Совет оказывается заперт в Белом Доме, вокруг него возникают баррикады и толпы защитников.
Генерал Макашов с отрядом защитников парламента берет штурмом здание мэрии и пытается прорваться в телецентр Останкино для обращения к стране. У Останкино происходит кровопролитие - убиты не мене 46 человек, ранены не мене 124.
РАССТРЕЛ
- 4 октября по приказу Ельцина происходит штурм Белого дома. По нему стреляют из танков. Здание горит. Но перед этим спецназ «Альфы» проникает в парламент, убеждает защитников отказаться от сопротивления и успевает вывести большинство депутатов. Руководство парламентского «бунта» арестовывают. При штурме Верховного Совета убиты не менее 74 человек, ранены не менее 172.
АМНИСТИЯ
- В феврале 1994 года новая Госдума объявляет амнистию, все арестованные, включая Хасбулатова, Руцкого и Макашова освобождены.
Комментарии
Расстрелы, истязания людей проходили и во дворах близлежащих к Дому Советов домов. Людей, выведенных «Альфой» к вечеру 4 октября со стороны набережной, ожидала ловушка в подъездах и во дворе большого дома по переулку Глубокому. Особенно лютовали омоновцы в одном из подъездов этого дома. Вспоминает очевидец, чудом оставшийся в живых: «Меня вводят в парадное. Там свет, и на полу трупы, голые по пояс». Как установил Ю. П. Власов, всех, кто попал в первый подъезд после пыток, убили, женщин раздевали донага и насиловали всем скопом, а после пристреливали.
В дни чёрного октября ельцинистами было убито около двух тысяч человек. Трупы были ночью вывезены на грузовиках и закопаны на Хованском кладбище в безымянных могилах. Помимо израильской сионистской организации «Бейтар» в штурме и зачистке дома Советов принимало участие около 1000 российских евреев, бОльшая часть которых была выделена хасидами и Гайдаром. Только живой силы вокруг дома Советов было около 15 тыс. человек, а также БТР-ы и другая техника. У защитников дома Советов было всего несколько десятков автоматов АКС-74У. Сотни безоружных людей на баррикадах, ополченцы, казаки, члены РНЕ, офицеры были расстреляны пулемётами БТР-ов, из автоматов, из снайперских винтовок милиции, омоновцев и бейтаровцев.
Кто еще сомневается, что Ельцин государственнывй преступник? А "Ельцин -Центр" позор для Страны!
Тем интереснее, на основании каких законов, какой Конституции приказы группировки Ельцина вообще исполнялись... Каков был его статус на тот момент?