8 мифов о Римской империи, которые самое время искоренить

На модерации Отложенный

1. Римские солдаты цепляли свои плащи к кольцам на сосках

В интернете можно встретить утверждения, что среди римских легионеров был популярен пирсинг сосков. Украшения на этих частях тела якобы были знаком мужественности. А особенно отличившиеся граждане даже плащи к кольцам на теле цепляли.

Скорее всего, именно благодаря этому мифу в сериале «Варвары» от Netflix римские офицеры прикрепляли свои плащи к кольцам, отлитым на анатомических доспехах. Ну хоть не на собственной груди — и на том спасибо.

Сам же миф о таком экстравагантном обычае появился благодаря фанату пирс

В реальности же о популярности пирсинга у римлян ничего не известно, хотя о существовании его тогда, скорее всего, знали. Но к соскам плащи они точно не цепляли: схватят тебя за накидку — случайно или в драке — и получишь море незабываемых болевых ощущений.

Свои плащи римляне крепили просто на пуговицу на груди, как все приличные люди, и застёжек этих на месте стоянок их легионов было найдено предостаточно.

А вот анатомических доспехов с кольцами на груди, которые носили воины из «Варваров» Netflix, обнаружено не было. Так что оставим эту выдумку на совести команды по реквизиту.

2. Римским легионерам платили жалование солью

Известно, что соль в древнем мире была чрезвычайно ценным товаром: она позволяла запасать провизию надолго, а это важно, когда ты ещё не успел изобрести холодильник.

В подборках «любознательных фактов» в интернете можно встретить даже сообщение, что этот продукт якобы был столь дорог, что римским легионерам им платили жалование. Выдали мешок на десять кило соли, и крутись с ним как хочешь. Или продай, или сам съешь, или рыбу засоли.

В доказательство этой теории приводят английское слово salary (зарплата), которое произошло от римского salarium, «соляной паёк».

И поэтому даже слово «солдат» связано с солью, вот оно как!

На самом деле это заблуждение, пишет кембриджский историк Питер Гейнсфорд. Легионерам действительно выплачивали salarium, но это были дополнительные деньги на покупку соли, а не сама субстанция в мешках. Этот продукт, конечно, был нужным ингредиентом в походах, но одним им сыт не будешь.

И солдат — слово не римское, а старофранцузское (soudeer). Происходит оно от soud — «средневековая мелкая монета». Первоначально так именовали наёмников.

3. Римляне засыпали солью захваченный Карфаген

Есть легенда, что после окончания Пунических войн в 146 г. до н. э. войска Сципиона Африканского перепахали плугами и засыпали морской солью все окрестности побеждённого Карфагена, чтобы в этих местах больше никогда ничего не росло.

Но это неправда. Во‑первых, о «засаливании» Карфагена никакие античные историки не писали. Обычай проклинать своих врагов, бросая этот продукт на его землю, описывается в Библии, в Книге Судей Израилевых:

И сражался Авимелех с городом весь тот день, и взял город, и побил народ, бывший в нём, и разрушил город и засеял его солью.

Ещё о таком ритуале упоминалось в хеттских и ассирийских текстах. Но это была именно мистическая церемония, и соли кидали всего горстку. Это был обычай народов Ближнего Востока, римляне таким никогда не занимались.

Как‑то раз авторы научно‑популярного журнала The Straight Dope решили подсчитать, сколько соли понадобилось бы, чтобы действительно сделать Карфагенскую землю бесплодной. Оказалось, 763 210 тонн — откуда прикажете столько брать?

Публий Корнелий Сципион был прагматиком. И, очевидно, несделать Карфагенскую землю бесплодной. Оказалось, 763 210 тонн — откуда прикажете столько брать? стал бы тратить недешёвый ресурс в таких количествах, только чтобы напакостить и так уже побеждённому соседу.

4. У римских солдат была одинаковые доспехи и красные плащи

Авторы современных фильмов и комиксов на античную тематику изображают легионеров облачёнными в одинаковую униформу, как современных солдат. У всех идентичные доспехи и щиты, а также красные плащи и туники с иголочки.

Историки отрицают то, что все солдаты Рима как один носили пафосные красные плащи. Да, преторианцы рядились в пурпур, но они — личная гвардия императора, им можно.

Какие же цвета предпочитали легионеры попроще, неизвестно. Но вряд ли красный: это слишком дорогой краситель. Гораздо более вероятно, что шерстяные плащи римлян были синими, зелёными или вовсе серыми — бесцветная одежда дешевле и практичнее.

Военная экипировка у легионеров тоже не была одинаковой. Нет, конечно, оружие и амуниция в легионы поставлялись централизованно и производились массово в мануфактурах. Но, во‑первых, изделия разных мастеров со всех концов империи различались, а во‑вторых, утерянное снаряжение солдаты приобретали за свой счёт.

Кроме того, легионерам не воспрещалось вносить в обмундирование разные усовершенствования — если солдату было на что докупить себе плащ потеплее или шлем покрепче, он так и делал. Ни центурионы, ни легаты не требовали унификации формы вплоть до последней пуговицы — это было дорого, слишком сложно и вообще не нужно.

5. Меч‑гладиус нужен, чтобы рубить врагов

В кино римские солдаты лихо рубятся своими короткими мечами‑гладиусами, отсекая всяким варварам лишние руки, ноги, головы и прочие выступающие части тела. Но на самом деле это оружие использовалось преимущественно как колющее.

Причин три. Во‑первых, в плотном строю махать мечом туда‑сюда довольно проблематично — того и гляди зацепишь товарища. Во‑вторых, научить новобранца наносить колющие удары куда проще и быстрее, чем преподавать ему азы полноценного фехтования с прорубающими атаками.

И, наконец, колющие движения легче и эффективнее — человек, сражающийся таким способом, меньше устаёт, а урона врагу наносит больше.

6. Нацистское приветствие придумали в античном Риме

Довольно распространённый миф гласит, что римские легионеры салютовали своим командирам, поднимая руку с вытянутой ладонью вперёд и вверх. Именно от них якобы переняли своё приветствие итальянские фашисты и немецкие нацисты.

Но ни в одном римском тексте этот жест не упоминается. Не изображён он и ни на одном из античных произведений искусства.

Римский салют впервые встречается на картине французского художника Жака‑Луи Давида «Клятва Горациев». На ней римлянин протягивает своим сыновьям мечи, а те клянутся в верности своему государству. Этот жест — выдумка художника.

Члены фашистской партии Муссолини, не особо разбиравшиеся в искусстве, решили «позаимствовать» салют, потому что хотели ассоциировать себя с могучей древней империей. А уж от них жест переняли немецкие нацисты.

Судя по записям Марка Фабия Квинтилиана в его учебнике риторики Institutio Oratoria, на самом деле римляне приветствовали друг друга расслабленной рукой с вытянутым пальцем, приподнятой не выше уровня глаз. Император Август на картинке выше как раз делает такой жест.

7. Римляне никогда не носили штаны

В интернете гуляет утверждение, что римляне считали штаны одеждой дикарей‑варваров, да ещё и врагов. И ношение их якобы было позорным, вызывающим, а то и вовсе строго запрещённым действием. Но это, мягко говоря, преувеличение.

До изобретения штанов римляне и правда сами не додумались: незачем было, климат позволял с голыми коленками ходить. Но тем не менее у галлов они позаимствовали так называемые бракки. Слово braca, кстати, позже попало во многие европейские языки, и оттуда уже перешло в русский, превратившись в «брюки».

В разные времена ношение штанов в приличном римском обществе считалось то символом грубости и варварства, то, напротив без стеснений. Чаще всего их надевали легионеры, которые несли службу на северных границах, да и вообще все люди, которые жили и работали в далёких провинциях.

Когда возникает опасность застудить себе что‑нибудь, о моде с приличиями как‑то сразу забываешь.

8. Римляне использовали на галерах рабов

Выражение «рабы на галерах» давным‑давно стало крылатым. Вот только исторических подтверждений ему нет.

Свои галеры, как и многое другое, римляне скопировали с греческих. А у жителей Эллады статус гребца на военном корабле соответствовал таковому у воина. И на борт допускали только самых сильных и профессиональных моряков, умеющих работать сообща. Труд их высоко ценился.

Римляне переняли эту систему — экипажи галер у них набирались из свободных людей по тому же принципу, что и легионы. Это были хорошо обученные и слаженные команды, получавшие за свой труд зарплату и работавшие не за страх, а за совесть.

Служба в армии, впрочем, считалась более престижной, чем гребля, но последняя была безопаснее. Меньше шансов, что какой‑нибудь немытый варвар кинет тебе в голову копьё, пока маршируешь в строю.

Рабов же на вёсла стали сажать только веке эдак в XVI, на излёте истории гребного флота. Тогда суда настолько увеличились в размерах, что гребцов понадобилось слишком много. Свободными людьми, желающими попасть на борт по своей воле, обходиться уже не получалось.