«Это трусость». Режиссер Грымов высказался о реабилитации нацизма на Западе

На модерации Отложенный


«В окружении Гитлера было всего лишь 2% военных, все остальные — гуманитарии — поэты, художники, ученые и т. д. Судить их по советским, английским, американским законам — странно. А с точки зрения немецких законов — они герои. Они же давали присягу подчиняться приказам. Все были членами партии НСДАП, которая пришла к власти законным путём. Во время трибунала им задавали вопросы: „Вы знали, кто пришел к власти? Вы могли это остановить?“ — „Да“. — „Вы это сделали?“ — „Нет“. Преступления, которые они совершали, были против человечества. Поэтому и судили их по статье „преступления против человечества“. На процессе каждый из преступников говорил, что они творили зверства „во славу Божию“. На пряжках их армейских ремней было написано: „С нами Бог“. Гитлер заявлял: „Мы будем править 200 лет“. Но нацисты были у власти с 1933 по 1945 год. И что они успели натворить за это время!».

В беседе с АиФ режиссер и художественный руководитель театра «Модерн» Юрий Грымов рассказал о премьере спектакля «Цветы нам не нужны» о Нюрнбергском процессе и 20 годах, которые провели 7 нацистских преступников в тюрьме Шпандау, их зверствах, современной реабилитации фашизма, а также почему спектакль нужно смотреть и детям.

Спектакль начинается с самого процесса, а потом повествует о тюрьме Шпандау, где сидели 7 нацистских преступников, включая Шпеера, который провёл там 20 лет. В течение этих лет случились Корейская война и война во Вьетнаме, Карибский кризис, полёт Гагарина в космос и многое другое.

За это время мир два раза стоял на грани атомной войны. Считаю, что Нюрнбергский процесс — это самое главное событие ХХ века, которое кардинально изменило мир. Но, увы, не к лучшему. По его итогу было подписано соглашение между пятью странами, где было сказано, что мы обязаны помогать друг другу и в мирное время. Этого ни разу не было. 

— Почему страны, участвовавшие в этом процессе, забыли о преступлениях фашистов? Мы же все видим сегодня некую реабилитацию нацизма, который уже не считается на Западе таким уж постыдным. «Люди, отменяющие прошлое, превращаются в фашистов»

— Кому-то выгодно сегодня переписывать историю, которую, как известно, пишут победители. Для меня стало шоком, когда во многих западных странах стали разрушать памятники воинам-освободителям. Зачем? Я понимаю, у них конфликт с нашей страной. В истории так бывает. Но это памятники воинам, которые освободили Европу от фашизма.

 — Что вы думаете о попытке отменить русскую культуру на Западе?

— СМИ часто немного «сужают» проблемы. Когда не продлевают контракт с Гергиевым или Нетребко на Западе — это решение конкретных менеджеров. В Венеции похоронены Дягилев и Бродский, Нуриев — во Франции. Наши передвижники Суриков, Серов, Репин, Шишкин где учились и проходили практику? В Европе. Тем самым они усилили русское и западное искусство. Солист норвежской группы A-HA Мортен Хакет Бродского читает по-русски. Поэтому отменить русскую культуру на Западе, так же как и западную у нас, — нереально.  

От прекращения обмена культурой все проигрывают — и мы, и они. Но я уверен, что это временное явление.