Камасутра: о чем на самом деле говорится в этом трактате

На модерации Отложенный

В переводе с сакскрита слово «камасутра» обозначает песнь, или наставление о каме. Последней в индийской религиозной практике называлась чувственная сторона любви, сексуальность. Древний трактат был написан III веке.
 
Бестселлер с XIX века

Привез Камасутру в Европу военный капитан Ричард Бёртон. Прежде чем подарить этот удивительный труд своим землякам-британцам, он нашел в Индии ученого, способного перевести книгу на современный английский язык.
 
После долгой работы и корректуры, которую сэр Бёртон выполнил лично, произведение было отдано в печать. Смелый просветитель сильно опасался, что Камасутру не опубликуют в строгой и чопорной Англии. Но он ошибся. Книга увидела свет в 1883 году и с тех пор неизменно пользуется колоссальным спросом у любознательных читателей, желающих повысить уровень своей сексуальной грамотности.
 
Для кого писался древнеиндийский трактат о сексе

Почти 2 тысячелетия назад Камасутру создал выдающийся индийский философ Ватьсьяяна. Человеком он был крайне религиозным, образованным, и к делу подходил основательно. В своей Камасутре объединил и систематизировал множество сведений, полученных из более древних источников. Европейцы привыкли воспринимать это произведение как трактат о сексе, но на самом-то деле Ватьсьяяна создавал книгу о гармонизации всех сторон человеческой жизни.
 
В Камасутре явно прослеживается 2 плана. Первый вмещает все, что касается чувственности, второй — быта и психологии взаимоотношений между влюбленными супругами. Для жителей Англии XIX века первая часть, конечно же, представляла наибольший интерес. Она потрясала воображение воспитанных в строгости британцев своей крайней раскрепощенностью. Все то, на что христианская церковь веками налагала запрет, представало в Камасутре во всем своем великолепии.
 
Для самих же индийцев, воспитанных по совсем другим морально-этическим нормам, этот трактат являлся компиляцией религиозных, нравоучительных (на восточный манер) и бытовых правил, изложенных в разных произведениях. Главной все-таки была религиозная составляющая. Ватьсьяяна писал книгу не для того, чтобы научить своих земляков 64 сексуальным позициям, а чтобы показать им путь, по которому можно пройти к моменту единения с богом.


 
Последователи индуизма воспринимают секс и вообще любой чувственный опыт как возможность прикоснуться к высшей точке божественного откровения. Через экстаз влюбленные постигают гармонию мироздания, сливаются на мгновение с вечностью и становятся богоподобными. Этому и посвящена Камасутра. Естественно, Ватьсьяяна создавал свое произведение для подготовленного читателя, воспитанного в определенной традиции, индуиста.
 
Структура Камасутры

 Не менее интересен и второй план этой уникальной в своем роде книги. Он дает представление о психологии семейных взаимоотношений и некоторых бытовых аспектах жизни Индии III века н. э. Всего Камасутра состоит из 7 частей. В первых двух автор рассказывает о месте сексуальности в жизни человека, разных техниках поцелуев и половых контактов.
 
В остальных пяти частях Ватьсьяяна наставляет земляков, как грамотно выбирать и покорять невест, как обращаться с женами и мужьями, чтобы семейная жизнь была полна гармонии и любви. Также автор обучает юных женщин экономному ведению домашнего хозяйства, которое необходимо для достижения материального процветания, или артхе.
 
Значительная часть трактата посвящена психологии в ее бытовом применении. Автор выступает здесь как индийский Дейл Карнеги. К примеру, он подсказывает мужчинам хитроумные способы покорения чужих жен, а также напоминает о необходимости поддерживать пламя страсти в собственных семьях. Ватьсьяяна дает практические рекомендации, как быть приятным и привлекательным для своей второй половинки, чтобы всегда вкушать вместе с нею лучшее, что дает земное бытие.
 
Согласно индуизму, правильный образ жизни способен вывести душу человека из круговорота смертей-рождений, именуемого сансарой. Этот выход является самоцелью для любого верующего индуса. Если христиане мечтают попасть в рай, то индуисты после преодоления круга сансары надеются достичь наивысшего блаженного состояния, мокши. В буддизме оно зовется нирваной. Некоторым аспектам этой сложной эволюции и учит Камасутра.