Страны G20 вряд ли договорятся по конфликту РФ и Украины

На модерации Отложенный


Встреча лидеров стран «большой двадцатки», которая с 9 по 10 сентября пройдет в Нью-Дели, ознаменуется приемом в этот авторитетный международный клуб Африканского союза и спорами о том, как оценивать российско-украинский конфликт. Президент США Джозеф Байден намерен добиться расширения коалиции, поддерживающей Киев. Однако многие страны G20, в первую очередь хозяйка саммита Индия, выступают за то, чтобы вынести, насколько это возможно, вопрос украинско-российского конфликта за скобки при обсуждении важных для других членов «большой двадцатки» тем.

Несмотря на усилия организаторов встречи, не все страны там будут представлены на высшем уровне.

Как и на прошлогоднем, проходившем в Индонезии, на острове Бали, саммите G20 в нынешнем мероприятии не примет, по крайней мере лично, участие российский президент Владимир Путин. Как сообщил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, российский лидер не выступит и с видеообращением к участникам встречи. Не посетит индийскую столицу и председатель КНР Си Цзиньпин. Его переговоры с Байденом, напомним, стали одним из самых обсуждаемых событий прошлогоднего саммита G20. Байден уже заявил, что очень огорчен тем, что будет лишен возможности побеседовать с китайским лидером. Обсуждать им есть что. Например, Байден скоро обратится к Конгрессу с просьбой увеличить финансирование Всемирного банка. Как заявил помощник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан, глава государства намерен убедить страны G20 сделать то же самое. Китай ранее скептически относился к этой идее, выступая за развитие системы финансирования в рамках своего проекта «Один пояс – один путь».

Вместе с тем именно с КНР связана еще одна интрига предстоящих переговоров – какими окажутся формулировки итоговой декларации саммита, если ее, конечно, примут. Россия как страна, входящая в «большую двадцатку», категорически выступает против того, чтобы ее действия в Украине в документе осуждались прямо или косвенно. С учетом российской позиции Индия и подготовила проект декларации. Это уже не устроило Запад. С критикой индийского варианта декларации выступили и США, и Великобритания, и Евросоюз.

Они посчитали, что документ получается слишком мягким, то есть фактически таким же, какой был принят год назад на Бали. Тогда в декларации стараниями Москвы попала следующая формулировка: «Большинство стран осудили спецоперацию в Украине» и подчеркнули, что она обостряет нестабильность в глобальной экономике, но «прозвучали и другие точки зрения и разные оценки ситуации и санкций». При этом не были перечислены члены G20, осуждающие действия РФ. Таким образом, в форум солидарности с Украиной, чего желал бы Запад, мероприятие не превратилось.

Судя по данным агентства Bloomberg, которое ссылается на информацию из французских источников, свои первоначальные предложения по формулировке декларации изменил Китай. Правда, как именно – не очень понятно. Тем не менее из данных агентства можно сделать вывод, что к четвергу консультации по формулировкам, которые вели представители стран G20, все же дали некий результат. Декларация по итогам встречи, скорее всего, будет принята.

Как рассказал журналистам Джейк Салливан, американский президент на саммите намерен затронуть тему последствий украинско-российского конфликта. По его словам, Байден выступит с призывом к «справедливому и прочному миру, основанному на уважении международного права, принципов Устава ООН, принципов территориальной целостности и суверенитета». Одновременно с этим Салливан в очередной раз подтвердил, что о снижении американской поддержки Украины не может быть и речи и Вашингтон будет оказывать помощь Киеву «столько, сколько потребуется». Словом, Запад не поддержит на саммите G20 какие-либо предложения, предусматривающие мир между РФ и Украиной ценой уступок со стороны последней.

В любом случае саммит G20 станет внешнеполитическим успехом премьер-министра Индии Нарендры Моди, с которым, кстати, Байден проведет отдельные переговоры 8 сентября. Ведь какой бы ни была декларация «большой двадцатки», в ней зафиксируют, что этот международный клуб расширится. Раньше в нем было только одно межгосударственное объединение – Европейский союз. Теперь будет два: ЕС и Африканский союз. Присоединение к G20 последнего Моди сделал своей приоритетной внешнеполитической задачей. Включение в «большую двадцатку» Африканского союза зафиксирует не только повышение политической и экономической значимости стран Черного континента, но и рост влияния там Индии.