Голод в Поволжье: почему он был выгоден советской власти
На модерации
Отложенный
Голод в Поволжье, царивший в 1921-1922 годах, унес с собой порядка 5 миллионов жизней. Это было настоящее бедствие для молодой страны Советов. Тем не менее страшная ситуация оказалась кое-кому на руку - это, как ни странно, было советское правительство.
Предыстория
В 1918-1920 годах в Поволжье из-за продразверстки, организованной комитетами бедноты, начали нарастать волнения, выливавшиеся в народные восстания. Чапанная война, вспыхнувшая в марте 1919 года, охватила всю Симбирскую губернию – родину вождя пролетариата. Основная масса бунтовщиков состояла из так называемых середняков, то есть крестьян со средним уровнем доходов.
В феврале 1920 года в Закамье началось Вилочное восстание, оно же – восстание «Черного орла». Причина была та же – продразверстка. В селе Новая Елань комитетчики взяли в заложники 20 крестьян и не хотели отпускать их до тех пор, пока жители не соберут 5535 пудов (88 560 кг) зерна. Причем собранное зерно ссыпалось в одну кучу прямо на дворе. Крестьяне силой захватили амбар с заложниками и освободили их, при этом убив четверых работников продовольственного комитета. К восставшим примкнули новые силы, и уже 14 февраля, через неделю после этих событий, количество их достигло 40 тысяч.
Эти и другие восстания были подавлены, но новой власти нужно было укрепиться. Метод пряника, при котором людям раздали земли, которые сделают их богаче, не сработал. Многие отказывались отдавать зерно, скармливая его скоту или пуская на самогонку. При этом рабочему пролетариату тоже хотелось кушать, а продукты стали безумно дорогими. Да и золотовалютные резервы нужно было пополнять. Индустриализация была невозможна без серьезных государственных финансовых вливаний. Продразвёрстка стала тем самым методом кнута, который очень не понравился крестьянам. Для того чтобы держать народ в повиновении, требовалось укрепление силовых структур. Но откуда брать на это средства?
Казалось бы, возникла безвыходная ситуация: силы новой власти иссякали, деньги заканчивались, народ бунтовал, реформы стопорились. И тут на помощь пришла засуха.
Голод не тетка
Человек, который хочет есть, не будет тратить силы на борьбу за власть, землю или свободу. Голод в Поволжье был просто катастрофический. В 1920 году в этом регионе выпало мало осадков, а в 1921-м началась настоящая засуха. Некогда плодородные поля превратились в степи, на которых выживали лишь сорняки. О выращивании сельхозкультур речи не шло. Начались падёж скота и вымирание домашней птицы.
Казалось бы, всего один год продержаться… Но продразвёрстка забирала практически всё, и засевать землю в новом году было нечем.
О том, как отбиралось зерно, говорят неумолимые цифры. С 1918-го по 1919 годы в Поволжье было заготовлено 1 767 780 тонн хлеба. Через год - 3 480 200 тонн, то есть почти в два раза больше. А с 1920-го по 1921-й - в год засухи - 6 011 730 тон. Эта мера позволила обеспечить хлебом армию и рабочих и одновременно усмирила крестьянскую воинственность. Трудно сопротивляться, когда хлеб, который подается на стол, испечен из желудей. Каждый день люди умирали десятками, то здесь, то там арестовывали целые семьи каннибалов.
Рождаемость упала до нуля, распространился тиф – вечный спутник нищеты и войн того времени - ведь у голодных людей не было сил стирать и мыться, не было денег на мыло.
Ленин отчётливо осознавал, насколько важным рычагом власти был хлеб. Об этом говорят его слова в статье «Удержат ли большевики государственную власть?»
Вождь пролетариата писал: «Хлебная монополия, хлебная карточка, всеобщая трудовая повинность являются в руках пролетарского государства, в руках полновластных советов самым могучим средством учета и контроля. Это средство контроля и принуждения к труду посильнее законов конвента и его гильотины».
Статья была написана Лениным еще в 1917 году, то есть за четыре года до голода в Поволжье.
Следующим шагом, который окончательно одновременно с голодом погасил пыл крестьянских бунтов в 20-х годах, стало введение продовольственного налога – части новой экономической политики (НЭП). В этом налоге учитывалось количество членов семьи и, что очень важно, вес собранного урожая. Такое послабление в сочетании с высоким урожаем 1923 года подготовило прекрасную почву для реформаторства. Период военного коммунизма прошел, и наступила пора НЭПа.
Борьба с верой
Церковь во все времена была сильнейшим соперником в борьбе за власть над умами народа. Наступление на власть религии начало еще Временное правительство в 1917 году, а затем продолжило новое руководство страны, утвердив в январе 1918 года «Декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». И окончательно практически без сопротивления победить этого противника новой власти помог именно голод.
Но борьба за власть не была единственной причиной такого наступления на религию. Церковные богатства – вот то, что было необходимо для поддержания на плаву тонущей экономики молодой страны.
Поначалу правительство не решалось браться всерьез за такого сильного противника. В секретной директиве ЦК партии, которая была направлена в месткомы в сентябре 1921 года, говорилось: «Переживаемый период меньше всего является удобным для выдвижения на первый план антирелигиозной борьбы». Ведь православное духовенство разрешило сбор пожертвований в помощь голодающим.
Однако деньги нужны были срочно, и уже спустя год вышло постановление президиума ВЦИК «О ликвидации церковного имущества». Изможденный народ все же пытался протестовать. В Шуе верующие хотели помешать представителям власти реквизировать церковное добро. Манифестантов остановили пулеметным огнём. Это событие стало поводом для окончательной расправы над духовенством старой формации и его сторонников.
Ленин отправил Молотову письмо для членов Политбюро, в котором говорилось: «Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше».
Постановление об изъятии ценностей было принято в январе 1922 года, а уже в первой декаде июля были реквизированы 21 пуд 9 фунтов золота (почти 340 кг); 17 961 пуд 11 фунтов; бриллиантов и алмазов — 23 706 штук массой более 1200 каратов; жемчуга более 3800 штук, драгоценных камней в количестве 43 711 штук и денег — 870 золотых монет и 12 422 серебряных рублей. В общей сложности это богатство оценивалось в 4,5 миллиона рублей.
Но голодающему Поволжью досталось меньше четверти от всей суммы. Тогда же, в 1922 году, возобновился экспорт зерна. Под шумок за год была арестована почти половина церковного руководства. Казна страны пополнялась. Один из главных противников нового строя – Церковь – был практически обезглавлен, народ стал смирным. И всему этому способствовал голод, который в умелых руках партийцев превратился в страшное оружие.
Русская Семерка
Комментарии
Номенклатура ВКП(б) задолго до нацистов и в мирное время применила голод как инструмент массовых политических репрессий против граждан собственной страны.
Путем непомерных хлебозаготовок планировалось поставить население непокорных областей на грань физического выживания, заставив, таким образом, отказаться от сопротивления насильственному созданию колхозов.
Голод был при царизме каждые 7 лет. Так что его большевики получили в наследство.
ДОЛЯ ГОЛОДАЮЩИХ В НАСЕЛЕНИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОССИИ
(без Польши и без Финляндии) в 1891-1911 годах
ГОЛОД: 1891 ― 25,7% и 1892 ― 9,1%. В 1893 ― 0,1 %, 1894 ― 0,5 %, 1895 ― 1,1 %, 1896 ― 2,2 %,
1897 ― 3,8%,1898 ― 9,7% 1899 ― 3,2%, 1900 ― 1,5%.
В начале ХХ века в России голодными были: 1901-1902, 1905-1908 и 1911 ― 1912 годы.
В 1901 ― 1902 голодали 49 губерний: в 1901 ― 6,6%, 1902 ― 1%, 1903 ― 0,6%, 1904 -― 1,6%.
В 1905 ― 1908. голодало от 19 до 29 губерний: в 1905 ― 7,7 %, 1906 ― 17,3% населения
В 1911 ― 1912 за 2 года голод охватил 60 губерний: в 1911 ― 14,9 % населения.
На грани смерти находилось 30 млн. человек.
По различным оценкам в 1901-1912 гг. от голода и его последствий погибло около 8 млн. человек.
Dmitry Yakovlev, ссылку на эту вашу байду скиньте. Все вместе посмеёмся.
Смирнов, Набираете в любом поисковике "голод в царской России" и получаете сотни ссылок.
Dmitry Yakovlev, это ваш базар.
Вот за него сами и отвечайте: откуда качнули эту байду?
голод в поволжье..)))) почему он выгоден модестову и смирнову?
Николай Стулёв, Мы со Смирновым большевики-ленинцы?
Улыбнуло. Реально.
Николай Стулёв, ну да, это же Модестов и Смирнов в неурожайный год выкачали из Поволжья в ТРИ раза больше зерна, чем в урожайный.
Александр Беликов, почему эта тема выгодна Модестову и Смирнову? Вот в чём вопрос!
Николай Стулёв, Думаю, потому что для них неприемлемо враньё большевиков о белой и пушистой власти Сталина, который "больше всего заботился о благе людей". И при котором "жить стало лучше, жить стало веселее".
Вообще я заметил. что нормальным людям претит враньё, неважно даже, кто и зачем врёт.
Модестов, смотрю, твои предки не голодали, раз ты тут жив здоров и жалуешься на СССР. А предки не служили в вертухаях? Они процветали тогда, судя по твоим россказням 🙂
Слава ПолныйПушистыйПолярныйЛис, не допороли тебя на конюшне дворяне.
Слава ПолныйПушистыйПолярныйЛис, Вообще-то моя мать была блокадницей.
Два придурка скрашивают серую и обыденную жизнь пользователей НЛ хохмами и брехнёй пуще огоньковской и геббельсовской.
Модестов зачем церкви золото , бриллианты , жемчуга, драгоценные камни , она не сеет не, пашет , от куда у нее эти богатства . Христос что говорил не собираете богатств земных ,есть богатства духовные . Юноше , который хотел присоединиться его общине , он сказал раздай свое имущество бедным и иди к нам , Христос на ослике ездил , сама церковь говорит надо уподобиться Христу.
Виктор У, Какое твое дело? Чего тебе чужое золото покоя не дает?
были реквизированы ..золото,...серебро...бриллианты и алмазы..)))) А где и как попы взяли такое богатство? Они же не работали.Только не говорите,что им Бог дал . А то придётся и имя Бога называть,а вы к этому не готовы...
Николай Стулёв, На добровольные пожертвования существует церковь а не за счет грабежей и массовых убийств как большевистский бандитский режим. Имя Бога Саваоф, я не еврей. На самом же деле Святая Живоначальная Троица, тов адепт секты русского мыслителя Карла Маркса
Олег Модестов, Вот только не надо врать про "добровольные пожертвования". Церковь при царизме была государственной службой и финансировалась из госбюджета, как впрочем и сейчас.
Вот несколько выдержек из законов[1] «благословенной» Российской империи, которые «помогали» простому люду постоянно «совершенствоваться» духовно.
«За «небытие на исповеди» с разночинцев и посадских людей в первый раз взимать рубль, во второй раз – 2 руб., в третий раз – 3 руб.; с крестьян – соответственно 5, 10 и 15 коп.»
«За сокрытие «небытейщиков» священника наказывать на первый случай 5 руб., затем 10 и 15, а в четвертый раз – лишением сана и отсылкой в каторжные работы»
Олег Модестов,
Статья 182. Богохульство в церкви — ссылка и каторжные работы до 20 лет, телесные наказания, клеймение; в ином публичном месте — ссылка и каторга до 8 лет, телесные наказания, клеймение.
Статья 183. Непубличное богохульство — ссылка в Сибирь и телесные наказания.
Статья 186. Богохульство, поношение, порицание, критика Христианства без умысла — заключение в смирительном доме до 2 лет, заключение в тюрьме до 2 лет.
Статья 187. Печатная и письменная критика Христианства — ссылка в Сибирь, телесные наказания.
Статья 190. Отвлечение от веры: ненасильственное — ссылка до 10 лет, телесные наказания, клеймение; насильственное — ссылка до 15 лет, телесные наказания, клеймение.
Олег Модестов,
Статья 191. Отступление от веры — лишения прав на время отступления от веры.
Статья 192. Если один из родителей не христианской веры воспитывает детей не в Православной вере — расторжение брака, ссылка в Сибирь.
Статья 196. Вероотступничество — запрет на контакты с детьми, до возвращения в веру.
Статья 198. Уклонение от крещения и воспитания детей в Православной вере — заключение до 2 лет.
Статья 220. Не привод детей в церковь — духовное и гражданское внушение.
на добровольные пожертвования..))) ну да,ну да. Все добровольно жертвуют алмазы,золото ,жемчуга. Сколько золотишка то церкви отвалил? Признавайся.
Саваоф..)))) Вот ты невежда то! Даже не потрудился проконсультироваться,прежде чем такую чушь писать. Саваоф по соответствиям не подходит для такого. Ты ещё у Николая Угодника денег попроси,темнота.
Николай Стулёв, Нет, конечно. У церкви свои продотряды вооруженные пулеметами были! Жертвовали, представь себе. Это ты за три рубля удавишься. Как всякий совок.
Николай Стулёв, и не слушай своего раввина.
Николай Стулёв, А Житие Николая почитай.
Dmitry Yakovlev, Список репрессированных по этим статьям есть? Большевики создавая свою марксистско-ленинскую государственную квази религию пошли гораздо дальше. И сажали и расстреливали за инакомыслие.
Николай Стулёв, найди мне хотя бы одно свидетельство того, что церковь кого-то ограбила.
это ты..))) а я обоснованно заявляю,что это ты удавишься.
В церковь,конечно,не понесу.Нет там духовных личностей.А все якобы обряды не более чем артистические постановки.
найди мне..))) с чего это ты взял,что я должен искать тебе свидетельства? тебе надо,ты и ищи. А мне ни к чему.
А житие..))) да я и без твоего совета Николу Угодника вельми почитаю.А ты - Слуга Антихриста..
Николай Стулёв,
Николай Стулёв,
Это про что?
Радуйся, триех дев непорочный невестителю;
радуйся, чистоты усердный хранителю.
Радуйся, ненадежных надеяние;
радуйся, всего мира наслаждение.
Николай Стулёв, Ты мне ничего не должен. Просто не люблю врунов. Таких как ты. Мои утверждения доказаны а твои бла-бла-бла..