Министр заявил о нехватке флота для развития Северного морского пути


Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков заявил в интервью РБК о нехватке флота ледового класса для развития Северного морского пути в Арктике. По его словам, сейчас в мире недостаточно верфей для строительства такого флота
 
Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков заявил в интервью РБК накануне Восточного экономического форума о нехватке ледоколов для развития Северного морского пути (СМП).
 
В 2022 году по СМП было поставлено 34 млн т грузов, в 2023 году планируется поставить столько же, утверждает Чекунков. По итогам 2024 года грузопоток по этому маршруту должен быть увеличен более чем вдвое, до 80 млн т, а к 2031 году — до 200 млн т.
 
Однако для такого роста грузопотока пока недостаточно ледоколов не только в России, но и в мире в целом. «Пожалуй, у меня наибольшую озабоченность вызывает как раз доступность в достаточном количестве флота ледового класса. Просто в мире пока в том объеме, который необходим, чтобы 200 млн т перевозить уже через семь-восемь лет, его нет. А цикл производства большого танкера ледового класса — это же не месяцы, а это годы», — сказал министр.
 
По его словам, проблема в основном в недостатке производственных мощностей. Он отметил: «Есть ли в таком количестве верфи, есть ли в таком количестве специалисты — это, наверное, как раз та тема, где интересно разговаривать с нашими крупнейшими партнерами на предмет кооперации». Сейчас ведутся переговоры об этом, в частности с Индией, представители которой будут участвовать в ВЭФ в этом году, и Китаем, утверждает Чекунков. «Индия заинтересована в совместной работе по развитию северной навигации и потенциально в совместном судостроении. Это достаточно большая океанская держава. Конечно, Китай, — рассуждает он. — Где-то вместе флот ледового класса в достаточном количестве мы сможем произвести».
 
В 2022 году правительство утвердило программу, включающую строительство 50 ледоколов и судов ледового класса для работы на СМП до 2035 года. Эта программа предусматривает также возведение ряда инфраструктурных объектов — терминалов по перевалке угля, нефти и сжиженного природного газа (СПГ), портов, аварийно-спасательных центров, а также формирование орбитальной группы спутников. На реализацию проекта будет выделено около 1,8 трлн руб., из которых 620 млрд руб. — средства федерального бюджета.
 
В конце 2022 года о риске дефицита ледоколов предупреждали зампред Совета безопасности Дмитрий Медведев и представители оператора СМП «Росатома». По словам Медведева, половина группировки из шести судов ледокольного флота под управлением «Росатома» была построена по устаревшим технологиям, их срок службы неоднократно продлевался и к 2026–2027 годам они уже выработают свой ресурс. «Если в ближайшее время их не заменить новыми судами по современным проектам, а такие проекты, как известно, есть, они реализуются, то к 2030 году есть риск столкнуться с дефицитом ледокольных мощностей», — отметил он.
 
Комментарий: Анатолий Несмиян

После громкой презентации Северного морского пути в качестве альтернативы традиционным маршрутам из Европы в Азию и обратно внезапно™ выяснилось, что для этого просто нет необходимого числа ледоколов и судов ледового класса, как нет и необходимых мощностей и компетенций на существующих верфях.
 
 Для эксплуатации СМП в нынешних объемах (которые являются сугубо эксклюзивными) судов достаточно, для увеличения объемов перевозимых грузов до 200 млн тонн, как было заявлено - нет. И не предвидится даже в среднесрочной перспективе.
 
 И это не считая того, что инфраструктурно СМП просто не готов для проводки большого числа судов - нужно строить, строить и строить прибрежную инфраструктуру, обеспечивать ее (в том числе и в вопросах безопасности - то есть, речь идет о количественном и качественном наращивании арктической военной группировки - а это тоже годы и годы).
 
 В общем, классика современной российской системы управления - идея высказана, ресурсного обеспечения под ней нет, проекта нет, с какой стороны к нему подступать, неясно, и уже сейчас понятно, что ни в какие заявленные сроки никакого сколь-либо внятного результата не будет.
 
 Ничего необычного - Россия потеряла компетенции в управлении любыми проектами. От перестилки рубероида на крыше до освоения Арктики - это теперь всё неподъёмные задачи для российского управления, причем в одинаковой степени.