«Булгарию» уничтожила невидимая рука рынка

Почему затонула «Булгария»?

На это есть множество ответов. И все правильные.

Корабль был старый? Да, старый. Полсотни лет с хвостом. Но ведь для корабля это не возраст.

Вот что говорит «Википедия»: 

«Самый старый в мире пароход, всё ещё находящийся в эксплуатации, — норвежский колёсный пароход «Скибладнер», построенный в 1856 году и ходящий по озеру Мьёса.

Дрезденское пароходство Sächsische Dampfschifffahrt имеет самый большой в мире флот колёсных пароходов. В его состав входят девять пароходов, построенных в 1879 – 1929 годах. Все они до сих пор находятся в эксплуатации. Ежегодно пароходы Sächsische Dampfschifffahrt перевозят семьсот тысяч пассажиров. По Рейну курсирует колёсный пароход Goethe («Гёте»), построенный в 1913 году. Он является самым большим речным пароходом в мире.

Большим флотом исторических колёсных пароходов располагает Швейцария. Пять таких пароходов работают на Фирвальдштетском озере, пять на Женевском озере (пароходство Compagnie générale de navigation sur le lac Léman), два на Цюрихском озере и по одному на БриенцскомТунском и Боденском озёрах (пароход Боденского озера SD Hohentwiel сейчас ходит под австрийским флагом).

На австрийском озере Траунзее действует колёсный пароход Gisela 1871 года постройки. Другой австрийский колёсный пароход, Schönbrunn (1912 год постройки), курсирует по австрийской части Дуная.

В США исторические колёсные пароходы используются на реке Миссисипи. В отличие от европейских, эти вместо боковых используют кормовые колёса».

Никаких оснований сомневаться в информации нет. Ссылки, фотографии, всё как полагается. Да и зачем здесь врать?

Значит, дело не в возрасте. «Старая калоша» — это характеристика не возраста, а технического состояния «Булгарии».

Перегрузка «Булгарии»? 200 человек вместо 140, на которые он якобы был рассчитан?

Ещё раз ерунда. Технические характеристики, приведенные вот здесь http://www.volzsky.ru/word/teplohod-bulgarii-zatonul-za-3-minuty/, говорят о том, что его нормальная загрузка — 233 человека. Это, естественно, при полной загрузке топливом, питьевой водой, до отказа наполненными фекальными цистернами. Никакого груза судно не везло — во всяком случае, об этом нигде не говорится. Так что запас по весу был, и немалый.

Большая волна, перевернувшая судно? Не было таких волн. Чуть более метра, утверждают синоптики. Даже если допустить шквальный порыв ветра, то этого не достаточно, чтобы поднять какую-то особую волну. Чтобы перевернуть судно водоизмещением в 774 тонны, волна должна быть много выше 1 с лишним метра.

Неопытность капитана, который сделал какую-то глупость?

Нет, капитан был опытный, в этом никто не сомневается.

Корабль в грозу и ветер сошёл с фарватера и наткнулся на какой-то подводный пень, камень или ещё что-то, что пропороло ему брюхо?

Но ведь глубина в том месте, где лежит на дне «Булгария», — почти 20 метров. Осадка судна — 1,9 метра. Откуда там пень или камень высотой более 18 метров?

Есть ещё и мистические объяснения. Например, судно было переименовано из «Украины» в «Булгарию». Переименование было вынужденным, потому что «Украину» из-за её ужасного технического состояния просто перестали пускать в порты. А переименование судна, по морским понятиям, — очень нехорошая вещь, чреватая крупными неприятностями. К тому же новое имя — название страны, уничтоженной Чингисханом. Тут любой мистик скажет, что «Булгария» просто должна была утонуть.

Но мы не мистики. Мы хотим знать — что убило более сотни человек?

Ответ прост: ИХ УБИЛ КАПИТАЛИЗМ. НЕВИДИМАЯ РУКА РЫНКА.

Судно, по сути новое (сотню лет должно было ещё плавать), было доведено до состояния, когда оно еле держалось на воде, и достаточно оказалось обыкновенной грозы, чтобы отправить его на дно в 5 минут.

Почему?

Потому что для капитализма главное — это прибыль. Зачем ремонтировать судно, если оно приносит прибыль? А утонет — так и не беда. Прибыль уже в кармане, а погибшие — это всего лишь источник прибыли. Какая разница, что с ними будет, раз прибыль уже получена?

С несчастной «Украины-Булгарии» прибыль сосало множество паразитов. Официальный его арендатор — уже арестованная женщина (не помню фамилии) — вроде вообще подставное лицо, а настоящим арендатором был «похожий на бандита» владелец подпольного гей-клуба в Казани. Но и тот, кто сдавал судно в аренду, — тоже не хозяин. Хозяин, похоже, какой-то пермский миллионер. Но почему бы за ним не стоять ещё кому-нибудь?

Получил с «Булгарии» прибыль и тот, кто подписал акт о нормальном техническом состоянии судна. Его тоже арестовали. Наверняка дело не обошлось без некой суммы, которую этот человек получил за подпись на бумажке. Все знают, сколько стоит у нас талон техосмотра автомобиля. Наверняка есть такса и на талон техосмотра речных судов.

Преступили ли все эти люди закон?

Законы государства — да. Вековечные законы морали — да.

Но законы капитализма — нет.

Главный закон капитализма — прибыль, и неважно, как ты её получаешь. В этом смысл экономического либерализма. У нас построен именно такой, химически чистый, лабораторно-фридмановский либерализм. И поскольку государство прямо провозгласило, что именно его оно и строит, законы государства никто не соблюдает, потому что законы эти противоречат законам экономического либерализма, среди которых главный — получение прибыли.

Арендаторов, техосмотрщиков и других пешек посадят. Все они виновны с точки зрения закона. Но с точки зрения фридмановского либерализма, в совершенстве воплощённого у нас Гайдаром и Чубайсом, — нет. Перед ним они чисты. Перед ним они невинны, как овечки. Они всего лишь делали то, для чего предназначена построенная у нас система — делали деньги.

А капитализм и невидимая рука рынка останется. И будет убивать и дальше — самолётами, теплоходами, автомобилями, авариями, катастрофами, бандитами, наркотиками, карательными отрядами. Она ненасытна, эта рука, она видит только деньги, небрежно смахивая из бренного мира людей, случайно оказавшихся на её пути.

От гибельного касания невидимой руки рынка не застрахован никто — ни пенсионер, годами копивший на смертельную поездку на волжском теплоходе, ни президент, ни миллиардер. Перед невидимой рукой рынка мы все равны, все в одинаковых условиях.

Так что готовим гробы, венки, лопаты и ждём, где рванёт в следующий раз.